Что спрятано в "павильоне под флагом". Елагин остров: все самое интересное Начнем с удивительных пейзажей

Петр Аркадьевич жил на Елагином острове с семьей в летний период с 1907 по 1911 год по приглашению Николая II. Царской резиденцией остров в дельте Невы стал c 1816 года. Первые упоминания об острове в российских письменных источниках датируются первой половиной XVIII века, тогда его называли Мишиным островом. Мишин, возможно, был созвучен финскому названию Мистулансаари.

«Обживать» остров начали по инициативе Петра I. В XVIII веке остров часто менял владельцев, одним из них был князь Григорий Потемкин, который и продал остров Ивану Перфильевичу Елагину. В 1786 году на острове был построен дворец и разбит английский парк с прудами и каналами, тогда же закрепилось название Елагин остров. Парк на острове был впервые открыт для публичных посещений.

В 1817 году по указу императора Александра I Елагин остров был выкуплен в казну. Александр I пожелал создать на острове резиденцию для своей матери вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Была создана комиссия по перестройке дворца на острове, проект поручили зодчему Карлу Росси. Он полностью перестроил дом И.П. Елагина, оставив лишь прочные внешние стены, придав новому дворцу черты стиля ампир. Мощная ротонда в центре постройки с двух сторон была дополнена боковыми портиками с фронтонами и колоннами коринфского ордена. Западный фасад К. Росси украсил портиком с шестью колоннами.

В 1822 году дворец был готов, в начале лета с пристани напротив Зимнего дворца Александр I на пароходе впервые вывез свою мать со свитой в только что построенную загородную резиденцию. Росси встречал императорский пароход на Гранитной пристани острова и организовал торжественный показ своего творения, которое пришлось по вкусу Марии Федоровне. Кроме дворца, архитектор построил «Павильон под флагом» полукруглую ротонду в форме античного храма, кухонный павильон, украшенный нишами со статуями античных богов и музыкальный павильон. Для К. Росси этот проект стал настоящей победой и возвысил его до вершин мировой славы.

После смерти Марии Федоровны дворец служил летней резиденцией Романовых. Интерьеры дворца помнят гостей и хозяев Елагина острова, Мария Столыпина вспоминает: «Несмотря на свои большие размеры, Елагин дворец оказался очень уютным, и, не проведя в нем недели, мы стали себя чувствовать так, будто этот дом нам годами знаком и дорог. Внизу находится очень красивый овальный зал с хорами, гостиные, кабинет и приемная папы, а также две всегда запертые комнаты, в которых живал раньше Александр III. Наверху маленькая гостиная и все спальни, а еще домовая церковь и две комнаты для приезжих».

Дворец с XX века

Как и другие царские имения, после революции 1917 года дворец перешел в ведение Петроградского Совнаркома. До 1929 года во дворце размещался музей истории и быта, затем институт растениеводства. В 1932 году на острове организовали парк культуры и отдыха, который в 1934 году стал носить имя С.М. Кирова, поборника традиций русского дворянства. Во время войны, в начале 1942 года, во дворце начался пожар, в котором погибли уникальные интерьеры К. Росси. Реставрация комплекса велась с 1952 по 1960 год, после чего он служил домом отдыха советских граждан. К счастью, в 1987 году Елагину дворцу присвоили статус . На первом этаже были воссозданы ампирные интерьеры К. Росси.

История освоения Елагина острова началась с момента возникновения на берегах Невы новой столицы — Санкт-Петербурга. В начале XVIII века самый северный из островов в дельте Невы, получивший название Мишин ¹, представлял собой лесисто-болотистую местность, периодически подтопляемую невскими водами. Чтобы благоустроить остров, Петр I подарил его одному из своих сподвижников — вице-канцлеру П.П. Шафирову, который стал обживать свои владения не сразу, так как подолгу находился за границей на дипломатической службе.

¹ Первоначальное название Мишин или Михайлин соответствовало допетровскому названию на шведских и финских картах: Мистуласаари — так остров именовали местные жители — буквально значит «Медвежий остров». Такие названия были характерны для этой местности, изобилующей дичью, и давно облюбованными финскими охотниками. И другие острова Невской дельты имели похожие названия: Заячий, Лосиный (так называли нынешний Васильевский остров), Кошачий (теперь Канонерский), Вороний (ныне Аптекарский). Однако новый город требовал своих объяснений, Петербургу нужен был свой — героический миф. И такой миф появился. Вот что говорит другая (уже исключительно питерская) легенда в пересказе Столпянского:

На протяжении XVIII столетия среди владельцев Мишина острова были выдающиеся личности: генерал-прокурор сената П.И. Ягужинский, историк, археолог, издатель, меценат А.П. Мельгунов, светлейший князь Потемкин-Таврический.

В 1777 году остров покупает самый знаменитый его обладатель Иван Перфильевич Елагин, екатерининский вельможа, обер-гофмейстер, главный директор придворной музыки и театра, писатель, историограф.

Его деятельная натура сыграла заметную роль в истории освоения острова. При графе Елагине были проведены значительные мелиоративные, гидротехнические и паркостроительные работы: прорыты пруды и каналы, построены шлюзы , подняты за счет подсыпки часто затопляемые участки, берега обнесены валом, проложена по периметру острова окружная дорога , прорублены просеки, построены павильоны, беседки, гроты, через каналы и протоки перекинуты мостики. В восточной части, на месте нынешнего дворца на высокой террасе, был построен большой каменный дом в три этажа с домашней церковью, а рядом с ним разбит регулярный сад.

С этого времени за островом закрепилось окончательное название — Елагин.

С островом связано множество исторических событий. Его любила посещать Екатерина II. Она бывала здесь, когда островом владели А.П. Мельгунов, Г.А. Потемкин, охотно приезжала к И.П. Елагину. Частым гостем Елагинской усадьбы был Г.Р. Державин, воспевший увлекательные прогулки и встречи на острове в стихах «Пикники».

По легенде, в доме у Елагина останавливался граф Калиостро.

После смерти Елагина в 1794 году остров еще неоднократно менял своих владельцев, пока не продан был в казну. В 1817 году Александр I приобрел его с целью создания летней резиденции для своей «любезной матушки» вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

Для Елагиноостровской церкви во имя Николая Чудотворца ею был вышит образ Богоматери по рисунку Рафаэля, утраченный в 1929 году.

Проектирование и строительство дворцово-паркового ансамбля на Елагином острове было поручено Карлу Ивановичу Росси (1775-1849). Это был первый крупный заказ архитектора в Петербурге.

Елагиноостровский ансамбль построен в стиле позднего русского классицизма (ампира).

Помимо одного из лучших в Европе пейзажных парков площадью 96 гектаров и дворца, в него входили ряд служебных зданий — Кухонный, Конюшенный и Оранжерейный корпуса, дом садовника П. Бука, фрейлинские корпуса, а также несколько павильонов — Музыкальный, Павильон под флагом, Гауптвахта (ныне утрачена).












Перед дворцом раскинулся широкий Масляный луг, где зимой на Масленицу устраивали катания на санях.

В регулярной части парка сохранились дубы, помнящие Марию Федоровну и Александра I. К северу от дворца тянется обширный пейзажный парк с прудами и рощами. Длинные кольцевые дорожки когда-то служили для верховых прогулок.

На набережной, у гранитной пристани был построен павильон, над которым во время пребывания на острове императорской семьи на высоком флагштоке поднимался императорский флаг. Дворец и парк на Елагином острове были образцом пригородной усадьбы, предназначенной для частной жизни в кругу семьи и ближайших друзей.

Здесь почти не было «затей», обычных для парадных императорских резиденций. «Программа» предусматривала лишь самые простые развлечения: катание верхом, а также летом — на лодке, а зимой — на санях, обеды и музыкальные вечера в кругу семьи.

Центром архитектурной композиции является дворец. Он возведен на месте старого дома И.П. Елагина с сохранением прежнего фундамента и наружных стен.




Особое внимание К. Росси уделил планировке парка, придав ему пейзажный характер. Над его созданием наряду с К. Росси работал знаменитый мастер садово-паркового искусства начала XIX века Д. Буш. Парк состоит из взаимосвязанных частей, имеющих свои художественные особенности — Собственного сада, Старого английского сада, Нового английского сада, Масляного луга, Рощи и Западной стрелки.












Елагин остров оставался во владении императорской семьи Романовых до 1917 года. После революции в 1918 году в его стенах организуется музей дворянского быта, просуществовавший недолго — в 1929 году он был расформирован, а его уникальная коллекция частично распродана. Значительная часть предметов декоративно-прикладного искусства была передана в Государственный Русский музей и Государственный Эрмитаж. Некоторое время во дворце размещался филиал Института растениеводства Академии наук.

В 1926 году на западной стрелке Елагина острова появилась гранитная терраса, украшенная скульптурами львов. До строительства авторазвязки это место было одним из любимых у фотографов и художников.

Недаром стрелка Елагина острова является одним из символов Петербурга.

Правда, и теперь можно найти удачный ракурс. Долго ли так будет?

В 1932 году на территории парка был образован ЦПКиО им. С.М. Кирова, существующий и поныне.

Великая Отечественная война не пощадила Елагиностровский дворец. В январе 1942 года кровля и перекрытие были разрушены снарядом, взорвавшемся в подвале дворца, что вызвало сильный пожар. Богатые интерьеры дворца погибли в безжалостном пламени.

В 1946 году начиналась реставрация дворца, которая продолжалась долгих пятнадцать лет. В 1961 году в стенах восстановленного здания открылась однодневная база отдыха трудящихся.

И только в 1987 году Елагиноостровский дворец стал музеем. Его официальное название «Музей декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XX веков.

Для того, чтобы возродить утраченный облик прекрасного парка и наполнить интерьеры дворца предметами декоративно-прикладного искусства нужны годы. И надо сказать, что работники музея не сидят сложа руки: в музее ведется собирательская и исследовательская работа, реставрируются павильоны. Кроме традиционных экскурсий проводятся тематические, а также костюмированные экскурсии. Можно и на настоящий бал попасть, например к императрице Марии Федоровне))).

А на территории парка — Цыпочки, как любовно называют ЦПКиО петербуржцы — проводятся временные выставки, большие концерты, различные фестивали и культурно-массовые мероприятия.

Так 29 августа этого года (2015) ЦПКиО им. Кирова отмечает свой День рождения. В честь этого события парк устраивает большой праздник «Литература. Музыка. Парк»

А еще в парке очень много белок. В моем любимом Павловском парке белки не редкость, есть даже праздник посвященный этим проворным симпатичным зверушкам, но, кажется, что в Цыпочке этих пушистых красавиц еще больше.





На острове даже специальный знак есть)))

© Елена Асташкевич, блог Я - петербурженка

Возникли вопрсы:

Кто и когда называл павильон "Миловидой"

Императорского флага не бывает, может быть императорский штандарт, но он поднимался только на кораблях и (в дворцовом варианте) над дворцом, где пребывал император. Павильон не относится к этим категориям. Хорошо известно, что над ним поднимался Андреевский флаг.

На восточной стрелке Елагина острова, где расходятся Большая и Средняя Невки, после реставрации открылся "Павильон под флагом" — одна из самых ранних работ Карла Росси.
Павильон у гранитной пристани со спуском к воде расположен в относительно мало известной части парка; главным фасадом он выходит прямо на Ушаковский мост. На ампирные постройки Росси это сооружение решительно не похоже: скорее, стиль, обозначенный Игорем Грабарем как "строгий классицизм". Такое русское палладианство: Кваренги, Старов, Камерон: прямоугольный объем и полукруглая колоннада. На стрелку выходит шестиколонная открытая полуротонда, под крышей которой удивительно звонкое эхо. Фасад, выходящий в парк обрамлен восьмью дорическими колоннадами.
В Павильоне — тамбур и симметричные ему две небольшие комнаты. Ансамбль Елагина Дворца возводился Росси в 1818-1822 годах для вдовствовавшей (после смерти Павла I) императрицы Марии Федоровны. Порфироносной вдове к этому времени — уже немолодой шестидесятилетней женщине — неохота было тащиться в свои главные загородные резиденции — Павловск и Гатчину. Зимы она проводила в Аничковом дворце, а летом отправлялась в Елагин. "Павильон под флагом" был собственно зданием пристани, на острова обычно добирались по воде. Андреевский флаг на крыше поднимали как раз тогда, когда Мария Федоровна перебиралась на Елагин остров. Здесь можно было закусить с придворными и семейством, тут императрица в ненастные дни рисовала, вышивала, резала по кости. После смерти Марии Федоровны на острове живал Николай I, а во второй половине XIX века он оставался запасной резиденцией, тут гостили великие князья, останавливались венценосные гости Романовых. С 1906 года Елагин дворец стал резиденцией премьер-министров: так что восстановленный павильон помнит Сергея Витте, Петра Столыпина, Ивана Горемыкина.
Самая большая загадка "Павильона под флагом" — обнаруженное в ходе реставрации прекрасно сохранившееся подвальное помещение XYIII века. Оно появилось еще при Иване Елагине, владевшим островом с 1770-х по 1807 год. Видимо, уже при нем на этом месте существовало некое строение, которое Росси перестроил. Между тем, Иван Порфирьевич Елагин — любимец Екатерины II, государственный деятель, театрал, писатель, собиратель древнерусской литературы был и главой русского масонства. Он создал целую систему так называемых елагинских лож. Они были знамениты своей открытостью, заседания в них сопровождались музицированием. Когда в 1790-е масоны подверглись репрессиям, Елагин и его товарищи продолжали спокойно собираться.
В СМИ появилась версия: подвал — не что иное, как помещение, где собиралась под руководством Ивана Елагина масонская ложа. А подземелье тайными ходами соединено было с Елагиным дворцом и Каменным островом. Это, конечно, чушь. Во-первых, высота подвала — примерно полтора метра — не дает возможности находиться здесь свободно человеку даже среднего роста. Во-вторых, масоны не были похожи на приятелей гайдаровского Тимура, команда которого собиралась, как известно, на специально оборудованном чердаке. Масоны заседали в дворцовых гостиных, а не в подземельях из готических романов. Никаких подземных ходов реставраторы не нашли. Впрочем, назначение подвала и вправду не ясно (кладовая? винный погреб? камера пыток?). Восстановленный на английские деньги россиевский павильон таинственен и сам по себе, без масонов.
ЛЕВ ЛУРЬЕ Под флагом откопали подвал// Газета "Коммерсантъ С-Петербург", №120 (2489), 12.07.2002

В Санкт-Петербурге в среду после реставрации открылся "Павильон под флагом", расположенный в восточной части Елагина острова. Во время реставрации в подвале павильона был обнаружен подвал, в котором, предположительно, работал граф Калиостро.

В Санкт-Петербурге в среду вновь открылся "Павильон под флагом", расположенный в восточной части Елагина острова.

"Павильон под флагом" входит в дворцово-парковый ансамбль, который был возведен по проекту Карла Росси в 1812-1822 после распоряжения императора Александра I для его матери, императрицы Марии Федоровны, вдовы Павла I. Считается, что императрица Мария Федоровна приезжала на Елагин остров каждое лето, и к каждому ее визиту на павильоне поднимался российский флаг.

Кроме этого павильона на Елагином острове находятся и другие известные произведения Карла Росси - Большая оранжерея, Кухонный и Конюшенный корпуса Елагиноостровского дворца, Музыкальный павильон. Общая площадь, которую занримает нанешний Государственный Елагинский дворец-музей, равна 4511 кв. метров.

Здание не реставрировалось со времени его создания. Во время работ были обнаружены засыпанные подвальные помещения со сводчатыми потолками. Поговаривают, что помещение очень напоминает масонскую ложу. По некоторым высказанным версиям, подземелье является, ведущим к дворцу обер-гофмейстера императорского двора Ивана Перфильевича Елагина.

Ученые предполагают, что Росси возвел павильон на месте старого здания, построенного по распоряжению одного из владельцев острова, обер-гофмейстера Екатерины Второй Ивана Елагина. Считается, что Елагин был известным в России масоном, а остров, называемый ныне его именем, приобрел специальнодля занятий оккультными науками. Кстати, именно по приглашению Ивана Елагина Петербург посетил в свое время граф Калиостро.

Визит знаменитого графа подробно описан в книге Ивана Лукаша "Граф Калиостро на Елагином острове", которая, как считается, написана со слов родной сестры секретаря Елагина. Согласно этой истории, граф Калиостро ставил свои опыты в помещении, вокруг которого бушевали четыре стихии - воздух, вода, огонь и земля.

По одной из версий, которая косвенно подтверждается находками в подвале «Павильона под флагом», где были найдены керамические сосуды и латунный кастет, место «творчества» Калиостро – именно этот павильон. Над ним можно наблюдать восход солнца - это стихия огня. Здание построено в месте разлива Невы на Малую и Среднюю Невки - это стихия воды. Ну а земля и воздух - здесь всюду.

Между прочим одна из легенд гласит, что когда Калиостро покидал Россию, он сообщил о том, что где-то на острове зарыт клад и спрятаны рукописи Соломона, а также саркофаг Гомера.

Впрочем, теории пока остаются теориями и одновременно красивыми легендами. В то же время в отреставрированном павильоне планируется развернуть постоянную экспозицию, посвященную творчеству Карла Росси.

0+

Белоснежный дворец задумывался как место отдыха императрицы Марии Фёдоровны. Сегодня в здании располагается музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII–XX веков.

Елагин остров, д. 4

В обновленном после реставрации Кавалерском корпусе теперь работает «Творческая дача». Здесь проходят уроки по трем направлениям: развитие музыкальности, интеллекта и художественно-эстетических навыков. Записаться на занятия может любой желающий вне зависимости от возраста. Мастерские предоставляют ученикам все необходимые условия и материалы для творчества.

Прежде чем попасть на стрелку Елагина острова, злополучные львы успели сменить место жительства трижды. Изначально скульптуры были установлены на даче графа Строганова, который затем перевез их в свое имение у Черной речки. В начале XX века новые власти распорядились установить скульптуры перед зданием Путиловского завода, и лишь после сильного наводнения 1924 года львами решили украсить набережную Елагина острова, разрушенную стихией.

Музей художественного стекла

Единственный в своем роде музей представляет посетителям коллекцию работ, выполненных мастерами Ленинградского завода художественного стекла, а также произведения стеклодувов из других городов России и зарубежья. Вдохновившись экспонатами музея, можно отправиться на творческий мастер-класс «Роспись по стеклу».

Елaгин oстрoв, д. 4

Мини-зоопарк

В небольшом зоопарке можно познакомиться с северным оленем, лисой-Алисой и ослицей по имени Камилла. А еще здесь живут карликовые камерунские козы, очаровательная овечка, декоративные куры и фазаны, индюки и цесарки.

Елагин Остров, д. 4

В теплое время года в ЦПКиО по традиции открывается небольшая летняя библиотека под открытым небом. Читальня представляет собой несколько книжных стеллажей под белым шатром и небольшую зону отдыха перед ним. У посетителей не требуют читательский билет, разрешают удалиться с книгой в уединенные уголки парка или продолжить чтение у себя дома.

Любителей животных непременно порадует общительность маленьких обитателей острова. Напугать местных белок практически невозможно, и так же сложно их обмануть: если зверек увидит, что в протянутой руке нет заветного лакомства, то поспешит с презрением удалиться. Точно так же ведут себя и бывалые утки. Поэтому запастись угощением следует заранее. Вместо привычного хлеба лучше брать с собой орехи или крупы - дрожжи, которые содержатся в выпечке, вредны для желудка животных.

Осмотреть парк с воды можно, прокатившись на лодке или водном велосипеде. Эту возможность оценят не только романтики, но и любители физических упражнений. Пруды опоясывают весь остров и соединяются друг с другом, поэтому скучать на борту не придется.

Еще одно место, окутанное романтикой, это небольшая беседка «о четырех каменных столбах», расположенная на маленьком острове в третьем южном пруду. Возведенная еще в XVIII веке Иваном Елагиным, впоследствии она была реконструирована знаменитым архитектором Карлом Росси в стиле позднего классицизма.

Скульптура Александра Таратынова, выполненная по мотивам одноименного полотна Анри Матисса, периодически меняет свое местонахождение. Изначально она была установлена в Ораниенбауме в рамках проекта «Живопись в 3D-версии», затем перебралась на Елагин остров - сперва к Конюшенному корпусу, а затем была перенесена в зеленые насаждения.

Первые концерты проходили в Музыкальном павильоне еще в XIX веке, и парк до сих пор хранит эту добрую традицию. В выходные здесь можно послушать духовой оркестр Ленинградского военного округа. Под мелодии прошлых лет тут, как и прежде, кружатся танцующие пары.