Что такое турбулентность ясного неба. «Стихия при ясном небе»: почему опытные пилоты не всегда могут предугадать турбулентность 

1 мая, за 20 минут до снижения, самолет «Аэрофлота», следовавший из Москвы в Бангкок, попал в кратковременную зону сильнейшей турбулентности. Пассажиры, которые были не пристегнуты, получили травмы различной степени тяжести, 25 из них госпитализировали после приземления. 15 россиян до сих пор остаются в бангкокской больнице, сообщили в посольстве РФ в Таиланде.

«Аэрофлот»: «Турбулентность ясного неба возникла неожиданно»

По словам командира рейса SU 270 Москва - Бангкок Александра Рузова, перегрузка длилась секунд 15, а через полминуты авиалайнер удалось вывести на нужную траекторию. Это произошло благодаря грамотным действиям и бригады, и экипажа, отметил Рузов в телефонном интервью одному из российских телеканалов. При этом он выразил сожаление, что пассажиры, которые не были пристегнуты ремнями безопасности, получили травмы.

В пресс-службе «Аэрофлота» пояснили, что самолет оказался в так называемой «турбулентности ясного неба».

В пресс-службе «Аэрофлота» пояснили, что самолет оказался в так называемой «турбулентности ясного неба». Она возникает не в облаках, а в чистом небе с хорошей видимостью, и метеорологический радиолокатор не сообщает о приближении к ней.

«Поэтому у экипажа нет возможности предупредить пассажиров о необходимости вернуться на свои места», - объяснил представитель авиаперевозчика. По его информации, в мировой гражданской авиации регистрируется около 750 случаев турбулентности в ясном небе в год.

Расходы на лечение пострадавших пассажиров «Аэрофлот» взял на себя. Во вторник это подтвердил президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. По его словам, лимита договора страхования ответственности авиаперевозчика достаточно, чтобы выплатить все компенсации.

Авиаэксперты: «Это удивительный случай, который нужно расследовать»

Однако некоторые эксперты усомнились в том, что авиалайнер «Аэрофлота» действительно попал в «турбулентность ясного неба». Так, например, военный метеоролог, подполковник запаса Евгений Тишковец в интервью НСН заявил, что такие явления, как турбулентность ясного неба, очень легко спрогнозировать.

«Экипаж должны были проинформировать о том, что впереди их ждет. Либо их проинформировали, и они нарушили инструкцию, либо их не уведомили об этом».

«Это можно рассчитать несколькими способами, а используя компьютерные технологии, вообще проблем никаких нет. Экипаж должны были проинформировать о том, что впереди их ждет. Либо их проинформировали, и они нарушили инструкцию, либо их не уведомили об этом», - сказал Тишковец, отметив при этом, что он лично рассмотрел верхние слои тропосферы в этот момент и никакой турбулентности ясного неба не увидел.

Авиаэксперт Олег Пантелеев, возглавляющий агентство «АвиаПорт», считает, что версия о неисправности воздушного судна в данном случае не оправдана и ничем не мотивирована.

«К сожалению, случаи, когда интенсивные воздушные потоки подкидывают или обрушивают самолеты на несколько сотен метров, довольно распространены в авиации. И пострадавших от этого во всем мире очень много. Я считают, что пассажиры “Аэрофлота” еще легко отделались», - поделился своим мнением Пантелеев с «Общественным контролем».

Он напомнил, что все без исключения авиакомпании рекомендуют своим пассажирам оставаться пристегнутыми - даже если табло «Пристегните ремни» не горит. Это минимизирует риски в случае попадания судна в зону турбулентности.

Заслуженный летчик России Вадим Базыкин назвал случай, произошедший с самолетом «Аэрофлота», удивительным и требующим тщательного расследования. По его словам, турбулентность ясного неба можно предсказать, поскольку она часто возникает на границе воды с сушей - либо в горной местности, где есть разница в температурах воздушных масс: теплый воздух идет вверх, холодный - вниз, пересекаясь, они образуют «болтанку».

Турбулентность ясного неба можно предсказать, поскольку она часто возникает там, где есть разница в температурах воздушных масс: теплый воздух идет вверх, холодный - вниз, пересекаясь, они образуют «болтанку».

«Нам не говорили таких красивых терминов, как турбулентность ясного неба, и учили, что, если увидел “болтанку”, в первую очередь отключай автопилот , потому что, борясь с воздушными потоками, он только усугубляет ситуацию, а вручную выровнять самолет нетрудно. Пилоты рейса SU 270 Москва - Бангкок отключили автопилот спустя 15 секунд. Почему так поздно, нужно разбираться», - сказал «Общественному контролю» Базыкин.

При этом эксперт отметил, что определить зону турбулентности ясного неба можно несколькими способами. Например, по данным метеостанций, которые отмечают разные течения и направления ветра, либо по путевой скорости.

Следственный комитет России проводит доследственную проверку по факту случившегося на борту самолета, следовавшего из Москвы в Бангкок 1 мая. По ее результатам будет принято решение о возбуждении уголовного дела.

Кроме того, расследованием ЧП займется Росавиация.

Пассажиры: «Это ощущение, когда летишь от пола до потолка и не контролируешь ситуацию, а рядом летают люди, вещи и сиденья»

То, что пережили пассажиры злополучного рейса, они вряд ли смогут забыть.

«Три часа назад я был в самолете, летевшем из Москвы в Бангкок. Внезапно мы оказались в зоне турбулентности. Это было настолько ужасно, что людей швыряло, как сумасшедших. Повсюду кровь, люди со сломанными костями, носами, открытыми переломами, дети с травмами головы, можно продолжать и продолжать. Слава Богу, мы все живы. Я очень надеюсь, что “Аэрофлот” правильно поступит с пострадавшими. Персонал авиакомпании сделал все, чтобы помочь людям на борту. Что касается пилота, то я могу сказать, он спас нас всех. Честно, я еще никогда не был так напуган», - написал в Instagram пассажир рейса SU 270 Москва - Бангкок Ростик Русев. К своему посту он приложил видео, снятое в самолете после прохождения зоны турбулентности.

«К сожалению, мои первые новости из Тая такие... Мы были на этом рейсе и сидели в самом хвосте. И видели своими глазами весь этот ужас... Это ощущение, когда летишь от пола до потолка и не контролируешь ситуацию, а рядом летают люди, вещи и сиденья. По счастливой случайности мы отделались ушибами. Это действительно случайность, рядом лежали люди с открытыми переломами. Вся хвостовая часть самолета в крови. Это не описать словами. С нами все хорошо, пока мы в госпитале. Медицина в Тае на высшем уровне», - сообщила в своем Instagram другая пассажирка самолета «Аэрофлота» по имени Маргарита.

Обратили на днях внимание на новость о самолете Москва — Бангкок, попавшем в турбулентность?

Примерно за 40 минут до посадки самолет попал в воздушную яму. За 15 секунд самолет сначала подбросило метров на 200. А потом он рухнул на те же метры обратно. В результате те, кто не был пристегнут, были просто выброшены из кресел, подброшены вверх, а затем рухнули вниз.

По некоторым данным 27 человек получили травмы, в том числе — серьезные переломы. Судя по новостям, 10 человек уже были прооперировали в Бангкоке.

Причина происшествия — турбулентность ясного неба . Предсказать ее появление приборы на борту самолета не могут. Но почему в ясном небе?!

Как мы знаем, турбулентность воздуха — это мощное возмущение воздушных потоков, разнонаправленные движения воздушных масс вверх, вниз, вбок. Скорости порывов и течений достигают колоссальных значений. Восходящие и нисходящие потоки устремляют огромную массу воздуха в различные стороны. Самолет, попавший в такую кашу-малашу, будет кидать как щепку в бурном селевом потоке. Основными причинами таких болтанок является неоднородный состав атмосферы, на которую влияют температура, давление, влажность.

Очень часто такие потоки вверх-вниз-вбок образуются не только в грозовой облачности, но и над границами — стыками различных типов земной поверхности: земля-море, степь-лес, равнина-горы и т.п. Это связано с разной степенью прогрева этих поверхностей и воздушных масс над ними, испарений. Вот и идет круговорот — чем больше по площади эти соседствующие поверхности и разница температур, тем и турбулентность над их границей выше.

И еще о ясном небе:

Можете верить, а можете нет, но это факт (как и то, что земля круглая) в небе существуют свои реки, речушки, ручейки. Только размеры этих рек и речушек чудовищны! Тысячи километров в длину, десятки в высоту и сотни в ширину. Скорость потока в этих течениях может достигать полтысячи километров в час!

И вот теперь представьте себе, вы катитесь на велосипеде по дорожке между жилыми кварталами, насвистываете любимую мелодию, ни о чем не подозреваете и вдруг дома заканчиваются, а вы на скорости выскакиваете за угол, а там шквальный ветер! Что вы почувствуете? То-то и оно!

Если вы знаете, что за углом будет ветер (а это можно часто определить визуально по несущейся из-за угла пыли, листве, мусору), то конечно примете меры. Или не покатитесь туда, объедете, или будете готовы к удару ветра!
Так и с «турбулентностью ясного неба». Это явление давным давно известно и легко объяснимо и оно, увы, не редкость! Даже существуют признаки и места, где можно с большой вероятностью на него нарваться, но они слишком непредсказуемы.

Где же можно с наибольшей вероятностью столкнуться с этим феноменом?
Как правило, это граница воздушного течения на входе и выходе в поток и из него. Но вся беда в том, что увидеть современным радаром этот поток практически невозможно, а вот почувствовать его влияние на себе — даже очень…

Попал в крупную воздушную яму. В результате инцидента, произошедшего за 40 минут до посадки, получили травмы 27 человек. Все они по приземлении были доставлены в местную больницу. Врачи отмечают, что жизни пострадавших ничто не угрожает, однако некоторым требуется операция. Посольство России в Таиланде в связи с происшествием открыло горячую линию и направило в медучреждение переводчика. В «Аэрофлоте» заявили, что оплатят все расходы на лечение, отметив, что причиной инцидента стала турбулентность в ясном небе. Ежегодно фиксируется около 750 таких случаев. Эксперты заверили RT, что даже опытные пилоты, которые находились в тот момент за штурвалом, не могли предугадать возникновение подобной ситуации.

Травмы различной степени тяжести получили во время перелёта 27 пассажиров рейса Москва - Бангкок авиакомпании «Аэрофлот». Инцидент произошёл за 40 минут до посадки - самолёт, на борту которого находились 313 человек, провалился в крупную воздушную яму. Все пострадавшие, среди которых 24 россиянина и трое подданных Таиланда, уже доставлены в местную больницу. С соотечественниками связались представители посольства России в стране, которые организовали горячую линию и отправили в медучреждение переводчика.

«Сотрудники посольства уже находятся в больнице, туда же направлен переводчик. Всю информацию о происшествии можно получить в режиме реального времени в консульском отделе или у дежурного дипломата, а также на нашем сайте», - заявил посол России в Таиланде Кирилл Барский .

Нужна операция

Отмечается, что в основном пассажиры получили ушибы, однако у некоторых из них были обнаружены переломы.

По словам заведующего консульским отделом посольства Владимира Соснова, жизни пострадавших ничто не угрожает, но нескольким из них требуется оперативное вмешательство.

«Уже несколько человек прооперированы, ещё несколько ожидают операций. Точных данных о количестве тех, кому потребовалось экстренное вмешательство, пока нет», - сказал Соснов.

Отмечается, что в больнице остаются 15 россиян.

Непредсказуемая турбулентность

В «Аэрофлоте» уже назвали причину инцидента. Согласно заявлению авиакомпании, самолёт попал в ситуацию, известную в авиации как «турбулентность ясного неба».

«Турбулентность, в которую попал Boeing 777, в авиации известна как «турбулентность ясного неба». Её основная особенность в том, что возникает она не в облаках, а в чистом небе с хорошей видимостью, где метеорологический радиолокатор не может уловить её приближение. Поэтому у экипажа нет возможности предупредить пассажиров о необходимости вернуться на свои места», - говорится в сообщении на сайте перевозчика. В заявлении также подчёркивается, что подобные ситуации не являются большой редкостью. «Ежегодно в мировой гражданской авиации фиксируется около 750 случаев турбулентности в ясном небе», - отмечают в компании.

Невозможность предугадать возникновение подобной ситуации подтвердил RT и заслуженный лётчик-испытатель России, начальник лётно-испытательного центра ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» Рубен Есаян.

«Турбулентность ясного неба» подразумевает резкий поворот ветра на высоте. Предугадать подобную ситуацию невозможно, если экипаж не располагает соответствующим прогнозом», - рассказал Есаян.

Вместе с тем он подчеркнул, что подобное явление не представляет опасности для самолётов.

«Наши, да и зарубежные самолёты рассчитаны на перегрузку при такой болтанке», - добавил он.

При этом в пресс-службе «Аэрофлота» уточнили, что рейс пилотировал опытный экипаж.

«Пилотировал рейс опытный экипаж. У командира воздушного судна налёт свыше 23 тыс. часов, у второго пилота - свыше 10,5 тыс. часов», - сообщили в авиакомпании.

Лечение за счёт авиакомпании

Представители перевозчика заявили, что вместе с работниками российского консульства в Таиланде находятся в контакте с пострадавшими. Расходы на лечение «Аэрофлот» взял на себя.

Помимо этого посол России в Таиланде Кирилл Барский отметил, что в диппредставительстве получили от компании информацию, что получившим травмы будет выплачена компенсация.

«По данным, которые мы получаем от компании «Аэрофлот», всем пострадавшим будет выплачена положенная компенсация», - сказал Барский.

Для родственников пассажиров в контакт-центре перевозчика организована специальная выделенная линия.

По словам очевидца Ростислава, больше всего пострадали пассажиры эконом-класса, сидевшие в хвосте самолёта.

«Всё произошло очень внезапно. Сначала сильно тряхнуло самолёт один раз, а потом на протяжении около 10 секунд началась такая болтанка, что людей буквально вышвыривало из кресел. В основном пострадали те, кто сидел в хвосте самолёта. Наши друзья сидели там. У друга подозрение на сломанную ключицу и нога разбита. Когда это случилось, все начали летать: люди летали и падали друг на друга. Зрелище ужасное. Детей жалко очень», - рассказал RT Ростислав.

При этом он отметил профессионализм бортпроводников и инициативность некоторых пассажиров, которые оказывали помощь пострадавшим.

«В ситуации очень профессионально повели себя стюардессы и стюарды, которые оказывали посильную помощь. Экипаж и девушка, которые оказывали её, - просто герои», - добавил мужчина.

Выясняют обстоятельства

В Москве тем временем организована доследственная проверка по факту получения травм пассажирами рейса. Её проводит столичное межрегиональное следственное управление на транспорте Следственного комитета России .

«В настоящее время следствием проводится комплекс необходимых проверочных мероприятий, направленных на установление всех обстоятельств и причин случившегося. Так, сразу после возвращения в Москву будут опрошены члены экипажа воздушного судна и пассажиры. Уже сейчас следствием истребуется интересующая информация в авиакомпании, ведётся работа по установлению точного количества пострадавших», - говорится в заявлении СК.

Отмечается, что по результатам проверки будет принято процессуальное решение.

Действия экипажа российского самолета, оценят следователи. Они допросят пилотов и пассажиров борта, после чего примут решение, открывать уголовное дело или нет.

В результате попадания самолета в воздушную яму . Все они были не пристегнуты в момент турбулентности. Восьмерых пришлось прооперировать. Почему экипаж не предупредил пассажиров об опасной зоне? О «турбулентности ясного неба», явлении из-за которого ежегодно калечатся сотни пассажиров, репортаж корреспондента НТВ Алексея Квашенкина .

Рейс до Бангкока уже подходил к концу, оставалось меньше часа, но табло «пристегнуть ремни» еще не зажглось. Позади 7 часов полета. Кто-то заканчивал завтрак, кто-то ждал очереди в туалет, когда самолет тряхнуло первый раз.

Ольга Тарасова , пассажир рейса SU270: «Ничто не предвещало. За окном было светло, мы летели над облаками. Было ясное небо, и вдруг мы почувствовали, как мы, словно на американских горках, проваливаемся в какую-то бездну».

На несколько секунд лайнер словно замер, а затем начались самые страшные секунды в жизни пассажиров.

Тамара Сипко , пассажир рейса SU270: «Самолет падал, его трясло, летали какие-то вещи».

Маргарита Довгая , пассажир рейса SU270: «Нас подбросило, оторвало от сидений, началась очень сильная тряска,. Люди падали, началась паника, крики».

А пилоты в это время делали все возможное, чтобы удержать огромный лайнер.

Илья Кузьма , инструктор авиасимулятора: «Турбулентность — штука непредсказуемая. Мы не знаем, в какую сторону сейчас бросит лайнер, вправо, влево, вверх, вниз. Пилотирование становится довольно проблематичным».

Это всего лишь симулятор, но ощущения вполне достоверные. И здесь, в кабине возникает вопрос: а можно ли было вообще предотвратить эту ситуацию? Остановив имитацию турбулентности, пилот-инструктор объясняет: на борту действительно есть специальный радар, но он — не всевидящее око.

Илья Кузьма : «Зоны турбулентности, если они созданы облачными фронтами, грозовыми тучами, осадками, то они будут отображаться на радаре. В случае, если осадков или взвеси нет, зоны турбулентности не видны».

Большинство людей привыкли считать, что турбулентность — спутник непогоды. Но чтобы вот так, на многокилометровой высоте, среди ясного неба? О таком большинство пассажиров даже и не слышали. А рейс 270 столкнулся именно с таким явлением.

Максим Фетисов
, пресс-секретарь компании «Аэрофлот»: «Локатор не может засечь ее приближение, поэтому наш пилот не смог предвидеть эту турбулентность и вовремя включить сигнал „пристегните ремни“».

А военный метеоролог Евгений Тишковец считает, что опасную зону могли вычислить местные метеослужбы.

Евгений Тишковец , метеоролог: «Наземные службы не спрогнозировали это опасное явление, хотя оно прогнозируется. Озвучивалось, что оно якобы не прогнозируется, оно невидимое. Это неправда».

Но вины экипажа в этом никакой нет. Даже по косвенным признакам заблаговременно заметить опасность пилоты не могли: тропический климат очень коварен.

Виктор Заболотский , заслуженный летчик-испытатель СССР: «Это тропические широты. Это очень сурово. Я в такое явление попадал один раз. Скажу честно, приятного мало».

«Турбулентность ясного неба» — это не такое уж и редкое явление. В год самолеты попадают в нее более 700 раз. Как правило, без последствий для пассажиров.

Экспресс-Новости - это свежие и актуальные новости о ключевых событиях в России, странах СНГ и мире. Последние новости политики, экономики, общества, культуры, спорта, технологий и криминального мира. Ежедневный мониторинг событий и происшествий позволяет предоставлять читателям наиболее интересную новостную и аналитическую информацию.

Изучение общественных настроений, актуальные репортажи с места событий, аналитические материалы, интервью, мнения и комментарии специалистов. Результаты, события, мероприятия, фото, видео - полная информация о важных событиях и происшествиях на сайте «Экспресс-Новости».

Политика и экономика в фокусе интересов

Финансы, энергетика, недвижимость, биржевые котировки, пенсионная реформа, IPO, банкротства, курсы валют, слияния и поглощения. Удивительные истории успеха и крупные выигрыши в лотерею. Ключевая информация для мировых финансовых рынков. Специфика экономических взаимоотношений.

Всегда свежая политинформация на «Экспресс-Новостях». Миграционная, социальная, демографическая, внешняя и внутренняя политика. Чтобы не пропустить информацию о ключевых событиях общественной, государственной жизни страны, рекомендуем регулярно читать нашу рубрику «новости политики».

Главные мировые новости и события часа, за сегодня. Дайджест интересных, любопытных, забавных новостей о том, что происходит в мире. О самых нашумевших событиях в России и за рубежом, каждый день информируют корреспонденты ИА «Экспресс-Новости».

Что ожидает меломанов и театралов поведает рубрика «новости культуры». Где проходят выставки картин, концерты классической музыки, театральные премьеры, представления уличных театров, огненные шоу и фестивали электронной музыки, оперативно сообщают наши журналисты.

Все грани жизни на одном новостном ресурсе

Трагедии в развлекательных учреждениях и крупных торговых центрах. Мошеннические схемы обмана в интернет среде, киберперступления, ограбления инкассаторов и банкоматов. Крупные дорожно-транспортные происшествия и авиакатастрофы. Всё о происшествиях, терактах, контртеррористических операциях и громких задержаниях расскажет рубрика «новости криминала».

Об актуальных новинках научного мира, имеющих важное прикладное значение, информирует рубрика «новости науки». Свежие новости из мира робототехники, компьютерной техники, it-технологий, CRM-систем, искусственного интеллекта, разработки беспилотников, персональных гаджетов и цифровизации услуг.

Ключевые события общественной жизни и скандальные истории из жизни российских звезд на сайте ИА «Экспресс-Новости». «Экспресс-Новости» поведает вам о резонансных историях из жизни популярных артистов, музыкантов и общественных деятелей. Свежие новости по темам: образование, права человека, здоровье, дом, семья, светская жизнь, жкх, религия, транспорт, социализация инвалидов, шоу-бизнес, миграционная политика и экология. В рубрике «новости общества» публикуются удивительные истории из жизни людей и необычных судьбах.

Футбол, хоккей, баскетбол, гольф, фигурное катание, керлинг, бейсбол, шахматы, борьба, бокс, водное поло, синхронное плавание и киберспорт. Все интересные события в наиболее популярных спортивных дисциплинах находят отражения в новостных материалах на сайте «Экспресс-Новости».