Дворцы Рима: куда сходить, что посмотреть, билеты, адреса. Дворцы и галереи рима, италия Латеранский дворец в Риме

– наверное, самая притягательная часть архитектурного достояния итальянской столицы эпохи Средневековья. По своим масштабам они не могут сопоставляться с постройками античных времен, однако, касательно изящества архитектура эпохи Возрождения не имеет себе равных. В дворцах Рима нужно побывать еще и по той причине, что почти в каждом из них находятся любопытные музеи и галереи.

Палаццо Барберини – дворец , находящийся на одноименной площади в районе Треви. В настоящее время в его стенах обосновалась Национальная галерея античного искусства. Любопытно, что совершенно недавно в задней части строения был найден митреум – храм культа Митры, датированный, наверное, 2-м столетием нашей эры.

Над сооружением полнокровного Палаццо работали 3-и великих архитектора, любой из которых оставил свои особые черты. Карло Мадерно, трудившийся в те годы над базиликой Святого Петра, должен был наделить здание типичным обликом дворца периода ренессанса. Ему ассистировал племянник Франческо Борромини, а после к работе присоединился гениальный Бернини, тогда еще больше получивший известность как талантливый скульптор. Возведение Палаццо было закончено Бернини в 1633-м году.


Дворцы Рима: Дворец Барберини

Палаццо Барберини построен вокруг внешнего двора. В центре находится просторный двухуровневый зал, а за ним – овальный салон. Часть этого дворца Рима превалирует над площадью Пьяцца Барберини, расположенной на нижнем уровне. Сзади длинное крыло заслоняет сад. Основное здание выделяется тремя рядами громадных арочных окон, похожих на застекленную галерею. Две лестницы приводят на бельэтаж – грандиозная лестница Бернини с левой стороны и небольшая овальная лестница Борромини с правой стороны. Потолок салона декорирован гениальным творением Пьетро да Кортона – барочной фреской, ставшей эталоном для аналогичных украшений дворцов и храмов. Фресками еще декорированы комнаты бельэтажа.

Сад Палаццо Барберини – пример «секретного сада», так как он укрыт от глаз посторонних. Тут возможно посмотреть на памятник датскому художнику и скульптору Бертелю Торвальдсену, который в начале девятнадцатого столетия трудился в соседнем театре «Кватро Фонтане».

В настоящее время в стенах Палаццо Барберини находится Национальная галерея античного искусства – одно из наиболее великих собраний в Италии с творениями Рафаэля и Ганса Гольбейна. В здании еще функционирует Итальянский институт нумизматики. А также как раз тут в 1950-м году была оформлена конвенция, давшая начало созданию Европейского суда по правам человека.

Латеранский дворец в Риме

Латеранский дворец в Риме - прежний Апостольский дворец, старинная постройка времен Римской империи, а позже - основная резиденция Папы Римского. Находящийся невдалеке от базилики Сан Джованни ин Латерано, кафедрального собора Рима, Латеранский дворец Рима сейчас вмещает в себя Исторический музей Ватикана, в котором показана история Папской области. Тут еще располагаются офисы Римской епархии и апартаменты генерального викария Рима, папского наместника для занятия делами епархии. Практически до 1970-го года во дворце еще содержалась коллекция Латеранского музея, сейчас превратившаяся в часть Ватиканских музеев.


Дворцы Рима: Латеранский дворец

В 10-м столетии дом и базилика были восстановлены после ужасного пожара, а позже роскошно декорированы по указу Папы Римского Иннокентия III. Невдалеке от построек поставили Латеранский обелиск, у которого древнеегипетское происхождение. Высотой в 45,7 метров, обелиск и сейчас признан наиболее высоким в Риме и наиболее крупным стоящим древнеегипетским обелиском на свете (весом примерно 230 тонн).

В конце семнадцатого столетия Папа Иннокентий XII устроил в части Латеранского дворца приют для сирот, трудившихся на маленькой шелковой фабрике. В 19-м веке в данном дворце Рима образовали музей религиозного искусства и языческой культуры. А в 1925-м году к нему прибавили этнографический музей, коллекцию которого собрали миссионеры. Тут же в 1929-м году заключили Латеранские соглашения - систему договоров, регламентирующих отношения меж Папским престолом и Итальянским государством. Позже коллекции Латеранского музея передали Ватикану, а во дворце устроили Исторический музей Ватикана, начавший работать в 1991-м году.

Палаццо Боргезе – это дворец Рима, резиденция семьи Боргезе. Прославился под прозвищем Иль Чембало («клавесин») по причине своей трапециевидной формы. Узкий фасад смотрит в сторону Тибра. Основной вход в здание находится на противоположной стороне – «клавишах клавесина». Через и тот, и другой входы возможно пройти в большой внутренний двор, с одной стороны которого находится двухуровневая галерея с дорическими и ионическими колоннами.

В настоящее время Палаццо Боргезе может похвалиться восхитительным внутренним двориком, обрамленным 96 гранитными колоннами и декорированным статуями. Тут же располагаются нимфеум и маленький сад с 3-я фонтанами семнадцатого столетия. Двор признан одним из наиболее поразительных и в Риме, и в целой Италии.

Продолжительное время в Палаццо Боргезе находилась роскошная семейная коллекция произведений искусства, среди которых творения Рафаэля и Тициана. В 1891 году ее переместили в Галерею Боргезе на одноименной вилле. Еще нужно заметить, что это дворец в Риме, где была снята сцена гениальной киноленты «Ромео и Джульетта» 1968-го года.

Для того, чтобы избежать больших очередей на входе в Галерею Боргезе, покупаем билеты заранее через Интернет .

Вилла Мадама – знаменитый дворец в Риме периода Возрождения, находящийся на склоне горы Монте Марио к западу от Рима и в нескольких милях к северу от Ватикана. Шикарная вилла с ее лоджией, обрамленная колоннами, основным садом и висячими садами все время оказывала особое воздействие на архитекторов Высокого Возрождения.


Дворцы Рима: Вилла Мадама

Кардинал Джулио де Медичи, кузен правившего в тот период Папы Римского Лео X, возложил возведение этого дворца Рима на легендарного Рафаэля. Но в 1520 году Рафаэль скончался в возрасте 37 лет, оставив виллу далекой от окончания, и сооружение, начатое двумя годами до этого, было отдано под управление его учеников. Так и вышло, что над зданием трудилась одна из наиболее блестящих команд всех времен: Антонио да Сангалло Младший создал итоговый план виллы и курировал ее достройку, Джулио Романо и Бальдассаре Перуцци были ответственны за декорации, Джованни да Удине сделал лепные барельефы, являвшиеся имитацией творений периода Нерона. Над виллой еще трудились Джован Франческо Пенни и флорентийский скульптор Баччио Бандинелли. Кроме лоджии, которую создал Рафаэль, достопримечательностью имения служит большой зал, который расписан Джулио Романо.

Вилла Мадама стала одной из первых загородных вилл римского типа, возведенных для развлечения и досуга, и сооружена так, чтоб восстановить в памяти описания античных вилл. На вилле имелся внутренний двор с грандиозной лестницей, дворик круглой формы, возле которого был посажен сад, театр под открытым небосводом, устроенный непосредственно в склоне холма, ипподром и висячий сад с панорамой на Тибр.

В настоящее время Вилла Мадама – собственность Правительства Италии, эксплуатирующей ее для устроения пресс-конференций и размещения значимых зарубежных гостей. Проход в здание ограничен, а для устроения экскурсии по саду нужно получить согласие МИДа.

Палаццо Фарнезе – один из наиболее видных дворцов Рима в стиле Высокого Возрождения в Риме. В 1936 году его отдали в аренду Франции на 99 лет, и сейчас в здании находится Посольство Франции в Италии.


Палаццо спроектировали в 1517 году для семьи Фарнезе, а в 1534 году, после того, как Алессандро Фарнезе получил сан Папы Римского Павла III, было осязаемо увеличено по проекту Антонио да Сангалло Младшего. В возведении здания был задействованы великие архитекторы 16-го столетия, в том числе Микеланджело, Якопо Бароцци да Виньола и Джакомо делла Порта. В конце 16-го столетия художник из Болоньи Аннибале Карраччи написал в Галерее Фарнезе цикл фресок, давший начало двум различным стилям живописи очередного века – римского барокко и классицизма.

В данном же дворце Рима была сконцентрирована видная коллекция скульптур, сейчас находящаяся в Национальном Археологическом музее Неаполя, и коллекция произведений искусства, экспонированная в Музее Каподимонте в Неаполе.

К возведению Палаццо Фарнезе приступили в 1517 году, и оно было заморожено десятилетием позже во время разграбления Рима. А в 1534 году Алессандро Фарнезе подключил к работе над данным дворцом Рима гениального Микеланджело, который закончил строительство 3-го этажа и внутренний дворик. В 1541 году им же был размещен над центральным окном фасада громадный папский герб – наиболее крупный из когда-либо сделанных в Риме.


Дворец в Риме: Палаццо Фарнезе

А в 17-м столетии Папа Александр VII позволил шведской королеве Кристине расположиться в Палаццо на несколько месяцев, но она сетовала на наличие «исчадий ада». После отбытия Кристины в Париж прояснилось, что ее слуги похитили из дворца серебро, гобелены и художественные полотна, а еще сожгли часть дверей и сняли медную кровлю.

Этот дворец в Риме примером для множества зданий по всему свету, среди них – Шато Гримальди в Экс-ан-Провансе (Франция), Национальный строительный музей в Вашингтоне, Королевский дворец в Стокгольме.

Палаццо Браски – неоклассический дворец в Риме, находящийся меж площадями Пьяцца Навона, Пьяцца ди Паскуино, Кампо дей Фьори и улицей Корсо Витторио Эммануэле II. В настоящее время в его стенах находится Римский музей, повествующий об истории города с эпохи Средневековья до 19-го столетия.


Дворцы Рима: Дворец Браски

Основной вход в Палаццо находится на улице Виа Сан Панталео, на которую еще смотрят окна овального зала вестибюля. Из вестибюля по грандиозной лестнице с 18 колоннами из красного гранита, завезенными из галереи императора Калигулы, возможно подняться наверх. Лестницу еще украшают античные скульптуры и восхитительная лепнина Луиджи Акуисти. На бельэтаже находится небольшая часовня – проект архитектора периода неоклассицизма Джузеппе Валадье.

Галерея Дориа Памфили в Дворце Дориа Памфили в Риме

Галерея Дориа Памфили – громадное собрание произведений искусства, содержащееся в Палаццо Дориа Памфили в Риме. Находится меж Виа дель Корсо и Виа делле Гатта. Основной вход в галерею имеется с Виа дель Корсо. Фасад палаццо, смотрящий на ту же улицу, примыкает к храму Санта Мария ин Виа Лата. Галерея и палаццо располагается в персональной собственности римского семейства Дориа Памфили.


Дворцы Рима: Галерея Дориа

Внушительная коллекция картин, мебели и статуй была собрана, начиная с 16-го столетия членами семей Дориа, Памфили, Ланди и Альдобрандини, которые со временем в итоге браков образовали одно семейство. В коллекции среди остального можно посмотреть на полотна и мебель из Палаццо Памфили (на площади Пьяцца Навона), принадлежавшего Папе Римскому Иннокентию X.

Палаццо увеличивалось в течение нескольких столетий. Видимо, сейчас оно – наиболее крупное в Риме, состоящее в персональной собственности. Основная коллекция находится в парадных залах, а еще в часовне. Однако преимущественная часть коллекции экспонирована в небольших галереях, окаймляющих внутренний дворик. Часть комнат переделаны в отлично освещенные галереи, в которых возможно посмотреть произведения средневекового и византийского искусства.

В 1767 году Палаццо Дориа-Памфили отреставрировали к свадьбе Андреа IV Дориа Памфили Ланди и принцессы Леопольдины Марии Савойской. Реставраций управлял архитектор из Трапани Франческо Николетти.


Дворец в Риме: Палаццо Дориа-Памфили

Гениальным творением коллекции принято считать портрет Папы Римского Иннокентия X работы Веласкеса. Урожденный Джованни Баттиста Памфили, Иннокентий поднялся на папский престол в 1644 году. С 1927 года картина Веласкеса содержится в специальной небольшой комнате совместно с бюстом Папы работы Бернини.

Палаццо Корсини – видный дворец Рима в барочном стиле, возведенный для семьи Корсини меж 1730-м и 1740-м годами по проекту знаменитого архитектора Фердинандо Фуга. Дворец построен на месте иного здания, виллы 15-го столетия, принадлежавшей семьи Риарио. Он находится в районе Трастевере, поблизости от Виллы Фарнезина.


В 1659-1689 годах на вилле Риарио проживала экстравагантная шведская королева Кристина, отказавшаяся от престола, принявшая католичество и переселившаяся из Стокгольма в Рим. Под ее присмотром тут проводились первые встречи будущей римской Аркадской академии – сообщества ученых, поэтов и почитателей искусства.

В 17636-м году уроженец Флоренции кардинал Нери Мария Корсини, племянник Папы Римского Клемента XII, купил виллу и участок земли и распорядился преобразовать все это в шикарный дворец. В нем в годы оккупации Рима войсками Наполеона жил Жозеф Бонапарте, старший брат императора. В 1883-м году Палаццо и все его имущество продали итальянскому государству.

В настоящее время в Палаццо Корсини находятся офисы Национальной академии наук (Аккадемия дей Линчеи), а еще Галерея Корсини. Сады дворца, взбирающиеся к Яникульскому холму – часть ботанического сада Римского университета «Ла Сапьенца». Национальная галерея античного искусства Палаццо Корсини – великое собрание произведений искусства, находящееся на одном из этажей дворца.


Дворец в Риме: дворец Корсини Экскурсии по Риму с местными жителями Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.

Богатство Рима не ограничивается только археологическими достопримечательностями , здесь также много превосходных средневековых дворцов. В некоторых из них сейчас организованы музеи с богатыми коллекциями произведений искусств великих мастеров, среди которых Бернини, Караваджо, Рафаэль, Микеланджело, Ван Гог, Борромини, Рени, Альбани и другие. Мы собрали для вас самые популярные дворцы и виллы, поражающие своей архитектурой, внутренним убранством, парками и художественными галереями.

Отдельно хотим рассказать вам об одном необычном месте, а именно о Парке Монстров. Расположился он недалеко от Рима, сюда обязательно стоит съездить, особенно если вы ищете что-то особеннное. Здесь находятся самые необычные скульптуры и сказочные виды , которыми некогда восхищался сам Сальвадор Дали. Лучше всего посещать это место в составе индивидуальной экскурсии, заказать ее .

Дворец Боргезе (Palazzo Borghese )

Дворец Боргезе XVI века расположен в одном из самых романтичных парков Рима – вилле Боргезе, его форма напоминает зеленое сердечко . Дворец построен для кардинала Боргезе. Он фанатично коллекционировал картины и скульптуры европейских мастеров. Будучи родом из богатой и влиятельной княжеской семьи, кардинал мог не скупиться и приобретать все, что понравится, порой даже незаконно. В итоге, к его смерти собрание насчитывало уже более 800 картин, огромное количество скульптур, в том числе и античного периода. Именно этим галерея Боргезе славится и по сей день. Здесь можно насладиться знаменитыми работами Бернини, Караваджо, Рафаэля, Боттичелли, Тициана, Рубенса, Ван Гога, Сезана, Беллини, Кановы, Карнаха, Корреджо и многих-многих других. Внутрь галереи запускают строго по времени, на 2 часа. Билеты стоит покупать минимум за 2-3 дня, а лучше – еще раньше. Приобрести их можно по этой ссылке .

Капитолийские дворцы (Campidoglio Palazzi )

Три величественных дворца (центральный – Дворец Сенаторов, а по бокам дворцы-близнецы Дворец Консерваторов и Новый дворец) расположены на известной площади Капитолия , которую спроектировал сам Микеланджело. Великий мастер также видоизменил и сами здания в XVI веке, чтобы они гармонировали друг с другом. Сейчас внутри дворцов расположены Капитолийские музеи. Здесь вы сможете увидеть знаковые культурные произведения искусства: знаменитую скульптуру волчицы, работы Бернини, оригинал античной статуи Марка Аврелия и многое другое.

Дворец Барберини (Palazzo Barberini )

Дворец XVI века возводили в течение 6 лет по заказу Маффео Барберини (папа Урбан VIII ). Три великих мастера принимали участие в этом – Мадерна, Борромини и Бернини. Дворец с 1949 года является собственностью государства. Сегодня в нем расположилась художественная галерея. Одними из самых впечатляющих произведений в музее являются потрясающая фреска Пьетро да Кортоны, сложные лестницы Борромини и Бернини, статуя фавна Барберини (Пьяный сатир), Портлендская ваза и руины древнего храма Митры.

Дворец Спада (Palazzo Spada )

Этот дворец строился в XVI веке архитектором Баронио. Здание отлично отреставрировали и расширили после того, как его приобрел кардинал Бернардино Спада. Благодаря этому сейчас мы можем любоваться знаменитой Перспективной галереей Борромини. Она известна своей оптической иллюзией: вместо реальной длины в 8 метров нам видится пространство размером в 35 метров. Также во дворце собрана коллекция живописи XVII века: работы Караваджо, Тициана, Альбани, Доменикино, Рени, Карраччи, Гверчино, Солимена. Здесь также проводятся заседания Верховного Совета.

Вилла Джулия (Villa Giulia )

Вилла Джулия была построена для папы Юлия III . Над проектом трудились многие именитые архитекторы и художники той эпохи. Одно время она являлась летней резиденцией римских пап . С годами вилла значительно изменилась. Сегодня здесь находится Национальный музей этрусского искусства. Это место особенно понравится тем, кто интересуется античной историей.

Вилла Фарнезина (Villa Farnesina )

Вилла в стиле Ренессанс находится в знаменитом районе Трастевере , у подножия Джаниколо. Построили ее для банкира Агостино Киджи по проекту Перуцци в XVI веке. Ценным украшением интерьера являются фрески авторства Рафаэля и Микеланджело. Вокруг виллы раскинулся роскошный парк с фруктовыми деревьями.

Желаем вам замечательных прогулок по виллам и дворцам Рима!

(Villa Farnesina, 1506 — 1510 гг.) расположена в и представляет собой образец элегантного городского жилища богатого аристократа эпохи Ренессанса. Работы над фасадом и интерьером выполнены лучшими мастерами того времени. Особенно прекрасны фрески работы . Вокруг здания раскинулась апельсиновая роща, посещение виллы во время цветения апельсинов – незабываемое впечатление.

Когда-то вилла Джулия (Villa Guilia, 1551 — 1555 гг.) была летней резиденцией римских пап, но уже более ста лет там находится музей этрусской культуры. Названа в честь первого владельца, папы Юлия III. Изящная постройка в стиле маньеризма выполнена архитектором Джакомо да Виньолой, а трехуровневую беседку вокруг садового фонтана и сам фонтан строил Амманатти под руководством (Giorgio Vasari). Беседка, так называемый нимфеум, была украшена фигурами лесных богов и предназначалась для обедов на свежем воздухе.

Строительство дворца Барберини (Palazzo Barberini, 1627 — 1633 гг.) связано с самым знаменитым представителем славного рода Барберини – папой Урбаном VIII. Строительство было начато архитектором Карло Мадерна, продолжили его и .
С 1949 года палаццо Барберини было полностью продано государству. Сейчас там находится Национальная галерея старинного искусства.

Дворец Канцелярии (Palazzo Della Cancelleria, 1489 — 1513 гг.) – монументальное и вместе с тем изящное творение великого архитектора Браманте. Построен на деньги, выигранные в карты племянником папы Сикста IV, кардиналом-камерлингом Рафаэлем Риарио. Выигрыш был воистину большой удачей – архитектурная гармония постройки достигла своего совершенства. В 1517 году папа Лев X разместил здесь свою канцелярию, откуда и название палаццо.

Кардинал Бернардино Спада купил дворец (Palazzo Spada, первая половина XVI в.) в 1632 году и, желая превратить его в пышное фамильное жилище, пригласил для реконструкции Борромини. Эффект превзошёл все ожидания. Фасад палаццо Спада – самый роскошно декорированный в Риме. Из внутреннего дворика открывается вид на Перспективу Борромини – девятиметровую галерею, которая выглядит вчетверо длиннее. Эффект достигнут благодаря наклонным полам и сужающимся аркам. Художественная галерея, расположенная в четырёх залах первого этажа, содержит работы Гвидо Рени, Альбани, . В 1927 году дворец был куплен государством, с тех пор галерея открыта для посещений. Здесь же проходят заседания Верховного Совета.

Палаццо Венеция (Palazzo Venezia, 1455 г.) – уникальное здание на площади Венеции, в архитектуре которого Средневековье встретилось с Ренессансом. Грозные стены с прямоугольными зубцами похожи на стены Московского Кремля. Бросаются в глаза ассиметричные окна – считалось, что через такие злой дух не может войти в дом. Первоначально дворец был резиденцией кардинала Пьетро Барба, посла Венецианской республики. В 1930-е годы его облюбовал , и с балкона палаццо Венеция звучали фашистские призывы. Сейчас там расположился Национальный музей.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Palazzo Corsini – римский дворец в стиле позднего барокко. Он был назван по имени аристократической итальянской семьи, которой принадлежал длительное время.

Краткая история

Ранее на этом месте в римском районе Trastevere (недалеко от известной Villa Farnesina) был загородный дворец кардинала Риарио (племянника Папы Сикста IV). Его гостями бывали и знаменитые люди – архитектор Браманте, скульптор и художник Микеланджело, учёный Эразм Роттердамский.

Во второй половине XVII в. дворец приобрела переселившаяся в Рим и принявшая католичество экс-королева Швеции Кристина. Во дворце под её покровительством действовала Аркадская академия (Accademia dell’Arcadia). Здесь собирались любители искусства, литераторы и учёные. Их объединяла симпатия к мифической древнегреческой области Аркадии, о которой писал поэт Вергилий.

В 1736 г. владельцем этой местности стал флорентийский кардинал Нери Корсини (племянник Папы Климента XII). По его заказу и проекту архитектора Фердинандо Фуга, вилла королевы была перепроектирована в красивый дворец Корсини в стиле барокко. Он стал трёхэтажным, его украсили балюстрады, пилястры, парадная лестница, статуи. Стены и потолок дворца расписали множеством фресок.

Семейству Корсини в Италии принадлежали ещё несколько дворцов, кроме римского. Самый известный из них – во Флоренции. Для их отличия полное наименование римского дворца – Palazzo Corsini Lungarno. А флорентийский дворец именуется Palazzo Corsini al Parione.

Во время оккупации Рима Наполеоном в Palazzo Corsini Lungarno поселился старший брат императора Жозеф. В настоящее время на первом этаже Дворца Корсини располагается несколько отделений национальной Академии наук Accademia Nazionale dei Lincei. Окружающие дворец живописные сады, поднимающиеся к холму Gianicolo, принадлежат Ботаническому саду римского университета La Sapienza.

Галерея

Второй этаж занимает художественная галерея Корсини, полностью именуемая Galleria Nazionale d’Arte Antica di Palazzo Corsini. В ней находится часть собрания Национальной галереи старинного искусства. Другая часть экспонатов (хронологически более ранних) хранится в другом дворце – . Galleria Nazionale d’Arte Antica входит в состав Национальной Римской галереи.

Основа экспозиции галереи Корсини – коллекция, собранная первым владельцем замка. Затем к ней добавились картины из личных собраний других членов семейства. В их числе – Папа Климент XII, именовавшийся в миру Лоренцо Корсини. Его коллекция состояла из картин исключительно религиозного содержания. В дальнейшем семейное собрание дополнилось и картинами коллекционеров Торлониа и дель Монте ди Пьета, не являвшихся родственниками династии Корсини. В 1883 г. Дворец Корсини с картинной галереей перешёл к государству, а в 1895 г. была учреждена Galleria Nazionale d’Arte Antica.

В галерее Корсини представлены работы большей частью итальянских художников. Основная часть произведений относится к XVII–XVIII в. Самые известные картины галереи:

  • «Святой Иоанн Креститель» Караваджо;
  • «Въезд Христа в Иерусалим» Джордано;
  • «Святой Себастьян» Рубенса;
  • «Мадонна делла Палья» Ван Дейка;
  • «Мадонна с младенцем» Мурильо;
  • «Триумф Овидия» Пуссена.

Кроме картин на религиозные и исторические сюжеты, экспонируются и жанровые полотна. Помимо живописных работ, представлены и скульптуры.

В отличие от раскрученной , в галерее немноголюдно, и можно без помех рассматривать картины. К сожалению, они не имеют поясняющих надписей.

Облик современного Рима, начиная со времен Средневековья и эпохи Возрождения, во многом формировали виллы и дворцы знатных итальянских родов. Конечно, по масштабности они не идут ни в какое сравнение с постройками эпохи Античности, типа и , но по изяществу форм и богатству наполнения, приведут в восторг любого ценителя архитектуры. Виллы и дворцы в Риме интересны и с культурной точки зрения, так как в настоящий момент в них разместились роскошные римские музеи.

Blogoitaliano провел свое исследование, и из всего многообразия дворцов и вилл Рима выбрал 5 самых интересных.

Вилла Боргезе

Первую строчку нашего независимого рейтинга лучших вилл и дворцов Рима по праву занимает вилла Боргезе. Она была построена в XVII в. племянником Папы Павла V Шипионе Боргезе. Денег на виллу не жалели. Вокруг был разбит один из крупнейших в Риме английских парков, украшенный фонтанами и античными скульптурами. Особое восхищение у посетителей виллы вызывал «Боргезийский борец», которого в 1807 г. с прочими произведениями искусства продали Наполеону.

Тенистый английский парк – одно из сокровищ виллы Боргезе

Безусловно, центральной составляющей виллы считается роскошный особняк Боргезе. Шипионе Боргезе хотел казаться знатоком современного искусства, поэтому в стенах своего детища, он собрал невероятно богатую коллекцию живописи.

Здесь можно увидеть картины Караваджо, Рафаэля, Тициана, лучшие шедевры Рубенса и Рембрандта, скульптуры Бернини и множество других выдающихся произведений искусства. О Галерее Боргезе и особенностях ее посещения Blogoitaliano .

В галерее Боргезе собраны выдающиеся произведения живописи и скульптуры

Отдельно заметим, что Галерея считается одним из самых труднодоступных музеев Италии, потому что в нее существуют лимиты на допуск посетителей, которые не могут быть превышены. По этой причине многие посетители на месте сталкиваются с тем, что билетов в кассе нет и попасть внутрь невозможно.

Чтобы этого не произошло с Вами, билеты лучше приобрести заранее – через интернет. Сделать это можно на этом сайте .

Помимо собственно галереи на территории виллы Боргезе находятся:

  • вилла Джулия с богатой коллекцией этрусского искусства;
  • Галерея современного искусства, где собраны работы Моне, Ван Гога, Гогена и современных итальянских художников;
  • дом-музей скульптора и композитора Пьетро Каноника;
  • музей Билотти с частной коллекцией работ сюрреалиста;
  • театр «Глобус», где ежегодно в августе, сентябре проходят фестивали по мотивам пьес У. Шекспира;
  • биопарк, в котором можно понаблюдать за жизнью редких и экзотических животных в условиях естественной среды обитания;
  • зоологический музей с богатой коллекцией мировой фауны.

Вилла Фарнезина

Еще одна заслуживающая внимания вилла Рима – вилла Фарнезина. Эта вилла, расположенная в , на правом берегу Тибра, строилась в начале XVI в. для банкира из Сиены Агостино Киджи. Она стала первой в Риме виллой так называемого «павильонного» типа, без привычных галерей и внутренних двориков, открытая в сторону сада и реки. Вилла несколько раз меняла хозяев. С 1577 г. ею стало владеть богатое семейство Фарнезе, а в XVIII в. им на смену пришла династия Бурбонов, какое-то время здесь даже размещалось посольство Франции.

Вилла Фарнезина стала первой в Риме виллой так называемого «павильонного» типа

Основную ценность виллы Фарнезина составляют стенные росписи кисти Рафаэля, Себастьяно дель Пьомбо, Джулио Романо и иль Содомы. Тема сюжетов – мифы Древней Греции.

Вокруг разбит живописный парк, обильно усаженный апельсиновыми деревьями.

Внутри восхищение вызывают стенные росписи кисти Рафаэля и других выдающихся живописцев

Палаццо Барберини

Теперь скажем несколько слов о самых впечатляющих дворцах Рима. Откроет наш независимый рейтинг палаццо Барберини, расположенный в восточной части «Вечного» города. Его строительство не обошлось без участия еще одного Римского Папы – Урбана VIII из рода Барберини, который и стал заказчиком роскошного палаццо.

Идея строительства палаццо Барберини принадлежит Папе Римскому Урбану VIII

Над созданием постройки в стиле барокко трудились 3 великих зодчих середины XVII в. –Модена, Бернини и Борромини. Двум последним принадлежит авторство изящных винтовых лестниц внутри палаццо.

Некоторое время во дворце размещалась фламандская мастерская, где изготавливали гобелены для дворца. Последний этаж был отдан под размещение обширной библиотеки семьи Барберини. Среди прочих экспонатов в библиотеке хранится рукопись Рафаэля Барберини, который в 1564 г. для налаживания экономических связей посетил Москву и удостоился личной встречи с Иваном IV Грозным. Позже в своей рукописи он дал подробное описание того, что ему удалось увидеть в русской столице.

К сожалению, история этого дворца в Риме повторила судьбу семейства Барберини. Многие произведения искусства в трудные времена были проданы «с молотка». Часть сокровищ некогда влиятельного римского рода досталась . А в 1949 г. и сам дворец перешел в ведение государства.

В левом крыле здания в настоящее время разместилась Национальная галерея старинного искусства, где можно увидеть произведения живописи Караваджо, Рафаэля, Тинторетто, Пуссена, Тициана, Рубенса и других прославленных итальянских живописцев, антикварную мебель, а также изделия из майолики и фарфора. Правое же крыло заняли вооруженные силы Италии, разместившие здесь Офицерское собрание.

Палаццо Спада

Заслуживает отдельных слов и дворец Спада в Риме, где сейчас размещается одноименная галерея с частной коллекцией живописи и Государственный Совет.

Палаццо Спада был построен Бартоломео Баронио для кардинала Джироламо Каподиферро в первой половине XVI в. Почти 100 лет спустя палаццо приобрел другой кардинал – Бернардино Спада. Желая превратить дворец в роскошную фамильную резиденцию, он заметно видоизменил постройку. Реконструкцией руководил Франческо Борромини – один из выдающихся архитекторов того времени. В результате палаццо обзавелся одним из самых богато декорированных в Риме фасадов.

Пышной отделкой фасада палаццо Спада обзавелся в XVII в.

Прибавилось пышности и во внутреннем дворике дворца, который помимо наличия языческих скульптур прославился прекрасным видом на знаменитую Перспективную Галерею Борромини. Эта галерея была создана на основе принципов оптических иллюзий. В результате общая протяженность галереи в 9 м кажется значительно длиннее (30-35 метров), а 60-сантиметровая статуя Меркурия в конце галереи напоминает фигуру выше человеческого роста.

Особо впечатляет во дворце Перспективная галерея Борромини

Внутри дворца, как мы уже упоминали выше, размещается частная коллекция произведений искусства Бернардино Спада. Впрочем, Бернардино был не единственным представителем рода, проявлявшим интерес к искусству. Его начинание продолжили его брат, а затем внуки и правнуки.

Сейчас в 4 залах палаццо можно увидеть работы Рени, Карраччи, Гверчино, Прети, а также особо ценные работы северной школы живописи, среди которых есть и подлинники кисти Тициана. В галерее также собрана коллекция античной скульптуры. Из всего представленного собрания интерес представляет колоссальная статуя Помпея, найденная в эпоху Средневековья в районе . Многие исследователи и историки склоняются к мнению, что именно рядом с этой статуей был жестоко убит римский император Юлий Цезарь.

Кроме произведений искусства во дворце Спада в Риме практически в первозданном виде сохранился весь интерьер, антикварная мебель из красного дерева и две прекрасные люстры из муранского стекла.

Дворцы Капитолийской площади в Риме

Капитолийская площадь одна из древнейших площадей Рима. Первые дворцы на появились еще на заре Римской Империи. Однако ее современный облик – во многом заслуга бессмертного гения Микеланджело.

Формировался он в середине XVI в. по поручению Папы Римского Павла III. По изначальному замыслу Микеланджело, который в итоге завершили его ученики, ансамбль площади должны были сформировать три дворца – Дворец сенаторов в центре, Дворец консерваторов и Новый дворец по бокам.

Облик современной Капитолийской площади формируют три дворца, по замыслу Микеланджело объединенные в единое целое

В архитектуре дворцов Капитолийской площади в Риме Микеланджело впервые применил архитектурный прием, называемый колоссальным ордером, когда колонны или пилястры охватывают сразу несколько этажей здания.

В тон Дворцу сенаторов были возведены Дворец консерваторов, где заседали судьи (консерваторы) и его брат близнец – Палаццо Нуово (Новый дворец), строительство которого завершилось лишь в середине XVII в. за что он и получил свое название.

Во Дворце консерваторов можно увидеть знаменитую Капитолийскую волчицу

В настоящее время во Дворце Сенаторов заседает мэрия Рима, а в двух других дворцах разместилась экспозиция Капитолийских музеев. Так в Палаццо Нуово можно увидеть жемчужины античной скульптуры, бюсты римских философов и императоров, во дворце Консерваторов хранятся знаменитая