Как фотографировать из иллюминатора самолёта. Плейн- и радарспоттинг, или я болен авиацией Люди фотографирующие самолеты

Я болен авиацией. Да, именно так и никак иначе. На моем ноутбуке хранится куча мануалов к различным самолётам от Boeing и Airbus, пособия по радиообмену, фильмы по авиационной тематике. Помимо всего этого я слушаю авиадиапазон с помощью портативной радиостанции (которая, кстати, не имеет возможности передавать на этих частотах, только слушать!). И плюс ко всему я регулярно, раз или два в месяц выбираюсь к аэропорту Шереметьево и фотографирую самолёты, заходящие на посадку. В этом посте я расскажу, как докатился до такой жизни. Может быть кто-то из вас, уважаемые читатели, тоже заболеет авиацией.
Кому интересно - прошу под кат.

Предыстория

Так получилось, что живу я в относительной близости от аэропорта «Шереметьево», а если быть точнее, то в городе Лобня. Помню, как в детстве, услышав рокот турбин, выбегал во двор и искал глазами на небе источник. И, находя, провожал взглядом. Со временем интерес к этому делу у меня пропал. Ну летит и летит самолет, чего уж там. Но, однажды полетав, я вновь заболел авиацией и, думаю, надолго.
Первый раз я летел в небольшом Аэробусе Чешских Авиалиний. Сел в кресло, запихнул рюкзак под сиденье спереди и стал смотреть в окно. Это было не менее интересно. Ведь вся инфраструктура аэропорта спрятана за трехметровым бетонным забором. Оказалось, что помимо самолётов еще куча всего шныряет по аэродрому: грузовые машины с надписью «Аэромар», маленькие Шевроле Нивы, автобусы, машины, высотой, примерно, в полтора метра, и еще другие, о назначении которых я мог только догадываться. Вон на заднем плане пронесся самолет, а через пару секунд он показался над лесом стремительно набирая высоту и убирая шасси. От наблюдения всего этого меня отвлек небольшой предполетный инструктаж. Стюардессы показывали, где находятся аварийные выходы, как пристегивать ремни и как надевать кислородную маску (мне безумно нравится фраза «дышите нормально»). Но вот раздался звук «динь» и зажглось всем известное табло «Пристегните ремни». Стюардессы прошли по салону, проверяя, все ли пассажиры пристегнулись или есть особо смелые, которые этого делать не желают. Самолет начал движение. Почему-то задом. Он подрагивал и ехал медленно-медленно. Я думал:«Ничего себе шумоизоляция! Двигателей вообще не слышно.» Но вот мы остановились. Мгновение тишины и в уши ворвался гул двигателей, но мы еще стояли. Гул усилился и самолёт покатился. Однако, это был еще не взлет. Самолёт ехал к взлетно-посадочной полосе. Через несколько минут мы развернулись на 180 градусов и остановились. Спустя несколько минут бортпроводница сообщила по громкой связи «Наш самолет готов к взлету». Я увидел, что женщина, сидевшая через проход от меня, украдкой перекрестилась. И вот рев двигателей во много раз усилился и воздушное судно начало разбег. Скорость была все больше, и вдруг я почувствовал, что моё тело вдавило в кресло, и увидел, как стремительно удаляется земля. Всё, я летел. Это было незабываемо!
Ну что, %habrauser%, ты почувстовал себя на борту самолёта? Тогда добро пожаловать на крейсерский эшелон, мы продолжаем наш полёт!

Плейнспоттинг или просто споттинг

Что же такое споттинг ? Споттинг (от слова spot - наблюдать) - это вид хобби, при котором люди (споттеры) наблюдают за самолетами. Существует две разновидности споттинга: плейнспоттинг и радарспоттинг. О втором виде я расскажу чуть позднее. Обязательно советую посетить крупнейший и старейший плейнспоттерский сайт http://airliners.net/
Лучшие кадры получаются обычно с взлетно-посадочной полосы, и это логично. Но для этого надо как-то попасть на территорию аэропорта. Ниже будет описано как это сделать.
Вне аэропорта самые хорошие фотографии получаются вблизи глиссады. Глиссада - это такая часть траектории движения самолёта, на которой происходит непосредственное снижение перед посадкой. Самолет на ней двигается уже очень низко и поэтому его проще снимать. Если брать «Шереметьево», то глиссада проходит приблизительно по этой точке . Находиться в этой точке интересно, поскольку самолёты пролетают точно над головой, но для фотографирования она не особо подходит. Лучше пройти несколько десятков метров в сторону путей «Аэроэкспресса». Их видно с этой точки. Тогда можно получить вот такие кадры:


Это Airbus A320.


А это уже Falcon Aviation Services Embraer ERJ-135BJ Legacy 600.


Boeing 737. Следовал из Ростова-на-Дону в Москву.

Это всё, конечно, зашибись, но ни в какую не сравнится со споттингом внутри аэропорта. И этой осенью моя мечта сбылась! Я попал на такое мероприятие. И, причем, очень просто: всё, что я сделал, это вовремя заполнил и отправил анкету. А когда увидел своё имя в списке аккредитованных, то прыгал до потолка. И я не шучу.
Так почему же это так круто? Достаточно увидеть вот такой снимок.


Вот это настоящая красота! В десятке метров от тебя садится вот такая железная птица… Где еще такое можно сфотографировать?
Вот еще пара изображений с осеннего споттинга в Шереметьево.


A321 убирает шасси после взлёта. Рейс – AF 1145, Париж.


И в аэропорту бывают пробки. :)

Радарспоттинг

Для затравки - небольшой скриншот сайта flightradar24.com.


Да, это реальные самолёты. Их положение изменяется в реальном времени. Вот именно столько самолетов в данный момент находится в воздухе над Европой и центральной частью России.
На карте показывается положение всех судов, оснащенных передатчиком ADS-B.
ADS-B - Automatic dependent surveillance-broadcast. Это такой программно-аппаратный комплекс, который установлен сейчас в почти в каждом самолёте и передает информацию о координатах, скорости, эшелоне (высоте полета), курсе, коде самолета ICAO и идентификационном коде (squawk) воздушного судна.
Есть два режима работы ADS-B передатчиков.
  • Mode-A. Частота вещания - 1030 MHz. Передаются данные о высоте, squawk и ICAO коде самолета. А вот координаты не передаются.
  • Mode-S. Частота тоже 1030 MHz. Но используется другой тип передачи данных. В этом режиме передаются еще и координаты судна.
Вот как раз второй режим нам наиболее интересен. Как раз из-за координат. А иначе какой нам прок от знания скорости судна и незнания того, где он находится? Да никакого.
Отлично. Самолёт передает эти данные. Но как же нам их получить? А вот тут-то как раз всё просто и выезжать никуда не надо. Достаточно зайти на сайт, к примеру, flightradar24.com и увидеть всё своими глазами. У этого сайта, кстати, есть официальные клиенты под Android и iOS.
Достаточно открыть этот сайт в браузере, чтобы придти в шок от того, сколько самолётов в данный момент находятся в воздухе.
Заметьте, что не все самолётики одинаковые. Некоторые больше, а некоторые меньше. Помимо карты еще можно просмотреть информацию о самолете. Достаточно просто кликнуть на какой-нибудь самолётик и на карте появится его маршрут (цвет траетории меняется в зависимости от высоты полёта), также следующие данные.
  1. Название авиалинии
  2. Номер рейса
  3. Точка отправления
  4. Точка назначения
  5. Тип воздушного судна
  6. Номер воздушного судна
  7. Высота полёта
  8. Вертикальная скорость
  9. Горизонтальная скорость
  10. Шестнадцатеричный код
  11. Код ответчика (squawk code)
  12. Текущие координаты
  13. Текущий радар, в зоне действия которого находится судно
  14. Cockpit View
Cockpit View - очень интересная опция. Она загружает плагин Google Earth и отображает на ней то, какой был бы вид из кабины пилота. Но, к сожалению, такая опция работает только под Windows и Mac OS X. Выглядит это вот так:


Взято с doctaron.wordpress.com/.

Внимательный читатель спросит:«Скажи, автор, а как сайт получает сигналы с ADS-B передатчиков?».
А с помощью ADS-B приемников, уважаемый внимательный читатель. И купить можно абсолютно без проблем на ибее и ему подобных сайтах. Но, если честно, я бы не рекомендовал их брать, потому что такие донглы дороги и узконаправлены. А тут на хабре в конце лета было две замечательных статьи о тв-тюнерах с широченным диапазоном приема. С помощью таких штук и футбол можно посмотреть, и любимую песню послушать на радио и получить ADS-B сигнал.

  • Радиоприемник 60-1700 МГц на RTL2832 за 20 баксов или SDR для начинающих от Bluewolf
  • USB TV-тюнеры на rtl2832 - или как услышать в радиоэфире все за 600 рублей от BarsMonster
В подобных тюнерах используется связка Realtek RTL2832U + Elonics E4000. По проскакивающей в интернете информации, E4000 выпускать перестали. Поэтому появилась аналогичная конфигурация Realtek RTL2832U + R820T, работающая не хуже первой. Для того, чтобы получить данные с ADS-B передатчиков, нам понадобятся две утилиты - gnuradio и gr-air-modes.
После покупки приемника и правильной настоики софта, можно получить следующую картинку: http://80.69.146.146:3490/VirtualRadar/GoogleMap.htm

Автор, а зачем тебе радиостанция?

Как я уже писал в самом начале, я живу рядом с АП Шереметьево. А там действует огромное количество станций. Моя любимая - Шереметьево Старт/Посадка (Sheremetyevo – Precision), вещающая на двух частотах - 120.7 Мгц и 131.5 Мгц.
Послушав её, понимаешь, насколько интенсивно воздушное движение и какая нервная работа у диспетчеров.
Можно услышать следующее:
-Нордвинд 1563, занимайте 25 левая.
-Занимаю 25 левая. Пересекаю 25 правая. Нордвинд 1563.
-К взлету готов. Нордвинд 1563.
-Нордвинд 1563, взлет разрешаю.

-Нордвинд 1563, набирайте дедум 25 еко.
-Набираю дедум 25 еко. Нордвинд 1563.

-Нордвинд 1563, работайте с Москва-подход на 129.8 Мгц.
-Понял вас. Спасибо, досвидания. С новым годом вас. Нордвинд 1563.
-Спасибо, и вас.
-Благодарю.

Описание аэропорта Шереметьево, со всеми частотами, можно найти на здесь - http://www.radioscanner.ru/airbase/1.html .
И все частоты можно слушать онлайн в реальном времени тут - http://live.radioscanner.net/audio/32159 .
А радиостанция мне нужна, потому что у меня не всегда есть интернет, а слушать хочется всегда.

А я слышал, что можно погоду точную получить… Это так?

Да, это так. Есть две такие штуки - METAR и TAF.
METAR , (METeorological Aerodrome Report) - метеорологический код для передачи сводок о фактической погоде на аэродроме. Этот код содержит данные о скорости и направлении ветра, дальности видимости, атмосферных явлениях, облачности, температуре воздуха, точке росы, атмосферном давлении, плюс состояние взлетно-посадочной полосы. Обновляется один раз в 30 минут.
TAF - Terminal Aerodrome Forecast - прогноз на 24 часа или меньше. Действителен для 8-км зоны вокруг аэропорта.

Получить коды METAR и TAF можно из командной строки Ubuntu Linux, если установить из репозитория приложение «metar».
А затем ввести в терминале
metar UUEE
Здесь UUEE - код аэропорта Шереметьево. Вывод приложения будет примерно таким:
UUEE 292300Z 29006MPS 9999 OVC011 M05/M07 Q1014 NOSIG RMK 25420227 75450527
Я не знаю, кто может это понять. Ну кроме пилотов и диспетчеров. Поэтому нам следует запустить приложение с ключом -d. И код METAR будет автоматически расшифрован и представлен в таком виде:
UUEE 292300Z 29006MPS 9999 OVC011 M05/M07 Q1014 NOSIG RMK 25420227 75450527 Station: UUEE Day: 29 Time: 23:00 UTC Wind direction: 0 (N) Wind speed: 0 Wind gust: 0 Visibility: 9999 M Temperature: -5 C Dewpoint: -7 C Pressure: 1014 hPa Clouds: OVC at 1100 ft Phenomena:

На этом хочу откланяться и пожелать всем счастливого Нового Года! Надеюсь, вам было интересно читать мою статью и вы также заболеете самолётами, как я. :)

Ссылки
http://pilotseye.tv/ - нереальные фильмы о полетах!
flightstats.com - статистика. Самолеты, аэропорты, авиалинии. Задержки, расписания прилетов-вылетов.
www.radarspotters.eu/forum/index.php - форум по радар-споттингу

Теги: Добавить метки

25.09.2011 20065 Тематические статьи 0

Пленительный мир авиации манит и притягивает к себе миллионы людей по всему миру. Кто не мечтал в детстве стать летчиком, кто может остаться равнодушным при посещении авиашоу, когда на Ваших глазах многотонные машины грациозно вальсируют в небе, а песня реактивных двигателей заставляет содрогаться землю под ногами? Огромные пассажирские авиалайнеры и стремительные истребители, более смахивающие на этажерки старинные летательные аппараты и стрекозообразные вертолеты - на фотоснимке грациозные очертания стальной птицы подчеркнут ее изящность, красоту, динамичность.

В этой статье фотошколы мы рассмотрим технические вопросы авиафото. Поймать в объектив самолёт, только что мчавшийся по взлетно-посадочной полосе в момент его отрыва от земли, или проносящийся высоко в небесной синеве... Это - мир, где все решают секунды. Остановить мгновение, запечатлеть на фотографии объект, движущийся с такой скоростью, что за его перемещением не успевает человеческий глаз - в этом изюминка авиационной фотографии, особое удовольствие от процесса подобной фотосъёмки.

Далее будут рассмотрены особенности фотосъемки, как за пределами территории аэропорта, так и непосредственно на летном поле. Возможность оказаться в самом центре событий представляется во время авиасалонов или дней открытых дверей на военных авиабазах, а также на официальных фотосессиях (плэйн-споттингах) в гражданских аэропортах. Однако, особо хочется отметить, что находясь на территории аэродрома, в погоне за красивым кадром, эффектным ракурсом никогда не следует забывать о собственной безопасности и безопасности экипажа и пассажиров воздушного судна. Никогда не следует находиться на взлетно-посадочных полосах и рулежных дорожках непосредственно на траектории движения самолета.

Вам понадобятся:

Фотокамера
Для съемки самолетов в воздухе предпочтительнее фотокамера с высокой скоростью серийной съемки (далее будет рассмотрено, в каких случаях это потребуется).

Объектив
Оптимально использовать светосильный телеобъектив. При этом, объектив с фиксированным фокусным расстоянием, конечно, позволит вам получить бескомпромиссные по качеству изображения снимки, однако, в большинстве случаев при съемке зум-объективом, вы будете все же иметь большую свободу выбора ракурса и как следствие, получите больше разнообразных по сюжету фотографий. Например, на авиашоу, во время выполнения демонстрационных полетов в пределах пилотажной зоны, расположенной на безопасном расстоянии от зрителей, с широким диапазоном высот и скоростей, расстояние до объекта съемки будет постоянно изменяться и поэтому использование объектива с переменным фокусным расстоянием будет предпочтительнее. Использование же объектива с фиксированным фокусным расстоянием может быть оправданным, например, при съемке за пределами гражданского аэропорта заходящих на посадку один за другим, по одной и той же траектории, рейсовых пассажирских самолетов.

При съемке статической экспозиции на авиасалоне или самолетов на стоянках в аэропорту используйте широкоугольный объектив. Пока самолет на земле, можно неторопливо выстроить кадр, обратить внимание на детали, подождать красивого света, рассветного или закатного, например. Выбрать наиболее выгодный ракурс, низкую или высокую точку съемки.

Также при съемке на территории аэропорта может быть оправдано использование двух фотокамер, на одной из которых будет установлен широкоугольный объектив, а на другой телеобъектив (одна камера для самолетов на статической экспозиции и на рулении или буксировке в непосредственной близости от Вас, вторая - для самолетов в воздухе, и находящихся на большом расстоянии на стоянках).

Техника съемки

1. Съемка с проводкой
Движущийся по полосе самолет смотрится эффектнее, если фотография передает скорость его движения. Готовая оторваться от земли машина с уже поднятой передней стойкой шасси, или мгновение назад коснувшаяся земли, или проходящая в полуметре над полосой до или после касания - все эти сюжеты получатся одинаково красивыми при съемке с проводкой.
Соответственно, Вам необходимо располагаться как можно ближе к точке отрыва самолета от взлетно-посадочной полосы или к точке касания. Угадать эти точки заранее со стопроцентной уверенностью невозможно, однако общие закономерности позволят свести вероятность занять неправильную позицию к минимуму.

При выборе точки съёмки важно учесть не только положение солнца, но и направление ветра. Взлёт и посадка обычно осуществляются против ветра, но на крупных авиашоу, где в кабинах самолетов сидят, как правило, летчики-испытатели ведущих конструкторских бюро, взлетать и садиться могут и по ветру.
Длина разбега (и, как следствие, точка отрыва) зависит, кроме направления и скорости ветра, еще и от веса взлетающего самолета и мощности его двигателей. Так же учитывайте технику взлета- например, отечественные самолеты, как правило, отрываются от земли позже своих западных аналогов. Вес взлетающего самолета будет тем больше, чем дальше ему предстоит лететь (из-за веса топлива на борту). При съемке в гражданском аэропорту, заранее изучив расписание, можно узнать, куда отправляется тот или иной самолет.

2. Короткие выдержки.
К сожалению, получение резкого качественного кадра при съемке с проводкой, гарантировано на сто процентов далеко не всегда и поэтому, если, например, на авиашоу Вам представилась возможность снять единственный полет уникальной машины, будьте готовы к тому, что, возможно, снимок получится неудачным. Съемка на короткой выдержке даст более предсказуемый результат (но и тут Вы, конечно, не застрахованы от неудачи на сто процентов).
Чтобы исключить смазывание изображения, снимайте с выдержкой, значение которой будет меньше обратной пропорции фокусного расстояния объектива. Например, при использовании объектива с фокусным расстоянием 500 мм, не устанавливайте выдержку длиннее 1/500. Использование штатива при съемке полетов неприемлемо, однако, можно попробовать использовать монопод.

3. О ракурсах и сюжетах

Избегайте снимать самолеты в воздухе (в первую очередь пассажирские авиалайнеры) в профиль. Тонкий и длинный силуэт разрежет кадр пополам, оставит много незаполненного пространства (такой ракурс на слэнге авиафотографов называется «боковик» или «батон»). Не «пеките батоны», смотреть их зрителю быстро наскучит, но в то же время помните, что именно такая фотография лучше всего демонстрирует ливрею (раскраску) авиалайнера. Снимайте в таком ракурсе только самолеты в самых красивых и необычных ливреях.
Или снимайте «боковики» самолетов на земле. Попавшие в кадр наземные объекты, заполнят пустое пространство, сделают кадр плотнее (например, сделанные с проводкой фотографии самолета на полосе тоже можно назвать «боковиками»).
Однако если ливрея самолета не представляет экстра интереса, лучше снять самолет на земле в 3/4, в таком ракурсе он будет смотреться еще эффектнее.

Можно поэкспериментировать, попробуйте снять самолет в 3/4 не только спереди, но и с хвоста, с низкой или с высокой точки съемки. Но помните при этом, что длинное тонкое крыло превратиться на снимке в узкую полоску, и если оно будет присутствовать в кадре целиком, оставит, таким образом, также много незаполненного пространства. Кроме того, постарайтесь никогда не размещать крыло на уровне горизонта.

Чтобы сделать кадр с самолетом в воздухе более плотным, максимально заполнить пустое пространство снимка, снимайте самолет на вираже. Причем вираж должен выполняться на фотографа - чтобы самолет показал ему, освещенную солнцем верхнюю плоскость. Иначе на снимке будет «пузо». Хуже «боковика» может быть только снимок с «пуза». С этого ракурса практически любой самолет выглядит некрасиво. К тому же, «пузо» практически никогда не будет освещено солнцем, хотя исключения тоже бывают - например, зимой солнечный свет, отраженный от снега, нижнюю часть самолета все же подсветит, а прямой солнечный свет может попасть на «пузо» взлетающего авиалайнера на рассвете или перед закатом, когда солнце невысоко над горизонтом, а самолет набирает высоту с большим тангажом (высоко «задрав нос»). В отличии от «пуза» пассажирских авиалайнеров, «пузо» истребителя или спортивного поршневого самолета может оказаться на солнце во время выполнения фигуры высшего пилотажа «бочка» (когда самолет летит «вниз головой»). Как правило, эта фигура высшего пилотажа выполняется с убранным шасси, тем необычнее и интереснее будет смотреться на фотографии самолет, «пузо» которого окажется на солнце, а «спинка», наоборот, в тени во время выполнения бочки с выпущенным шасси.

Выбирая позицию для съемки вблизи аэродрома (вне его территории), в случае если Вам доступны только точки за обеими торцами полосы, позволяющие делать только фотографии самолета, находящегося в воздухе, предпочтительнее будет «посадочный торец». Взлетевший самолет пройдет над Вами на большей высоте, чем садящийся. К тому же, взлетевший самолет к моменту прохода торца полосы, скорее всего, уже успеет убрать шасси, в то время как садящийся предстанет перед Вами во всей красе в посадочной конфигурации - с выпущенными на максимальный угол закрылками и шасси, с включенными фарами.

Экспериментируйте, попробуйте включить в композицию окружающий пейзаж, солнце, облака, тени на облаках, дымы, тепловые ловушки в момент их отстрела (салют). Особенно красив момент синхронного отстрела ловушек несколькими самолетами в составе пилотажной группы, например, во время роспуска, или при выполнении одним из них (соло) высшего пилотажа.
Однако, помните, что общепринятые в художественной фотографии законы композиции в авиафото не действуют (включая правило третей и золотого сечения).

Поскольку Вашему зрителю интересно в первую очередь видеть на фотографии именно самолет, а не окружающий его пейзаж или небо, снимайте самолет крупно, стараясь заполнить им весь кадр, располагая его посередине фотографии. Авиафото - это, в какой-то мере, та же предметная фотография или макро. Как правило, облакам, теням и дымам основной роли на снимке не отводится.
Уделите внимание реактивной струе от двигателя. Особенно эффектно она будет смотреться на фоне наземных объектов, но если их в кадре нет, можно оживить снимок и реактивной струей просто на фоне облаков. Ищите ракурс, при котором в реактивной струе одного самолета (за ней) окажется другой самолет. Например, при съемке на перроне. Или при съемке парных посадок. Или при съемке вблизи аэропорта с интенсивным трафиком, когда второй самолет в воздухе в кадр попадает случайно. Помните, что наличие в кадре второго самолета всегда оживляет снимок.

Но и не забывайте о том, что «размытый» самолет - это, брак, неудачный кадр. Будь то самолет, оказавшийся в реактивной струе двигателя другого борта или его работающей ВСУ - вспомогательной силовой установки, в мареве, поднимающемся от бетона полосы в жаркий день, или в дрожащем теплом воздухе за окном. Помните, что снимая зимой из теплого помещения через открытое окно (например, из номера приаэродромной гостиницы с видом на летное поле), вы тоже можете столкнуться с дрожащей «стеной» теплого воздуха за открытым окном.

При съемке самолета обращайте внимание на стоящие с ним по соседству другие борта, не запущена ли на них ВСУ. Теплый воздух не всегда заметен глазу, ориентируйтесь по звуку работающей ВСУ. При съемке у полосы в жаркий день, снимать получится только самолеты, находящиеся над полосой на определенной высоте (где марева уже не будет).

Попробуйте запечатлеть на фотографии срывы воздушного потока. Они возникают при сочетании определенных значений влажности воздуха, его температуры и углов атаки, с которыми пилотируется самолет. Общая закономерность - чем выше влажность воздуха, тем больше эффект. Соответственно, идеальные условия для съемки - солнце, только-только вышедшее после грозы. Влажность воздуха в этот момент еще высокая, но и солнечный свет уже есть.

Также, появившееся непосредственно после грозы солнце, дает Вам возможность снять всю красоту взлетов и посадок на мокрую полосу, особенно эффектен будет процесс включения реверса на пробеге (особый режим работы двигателя, при котором тяга двигателя направляется в обратную сторону, используется при торможении после посадки).

Можно попробовать снимать не только после дождя, но и непосредственно в дождь, туман или снег. Брызги за самолетом или поднятая им снежная пыль могут немного оживить скучный кадр. Но помните, что солнечного света в таких условиях будет не хватать, и самолет на снимке окажется серым, неконтрастным.

Попробуйте запечатлеть срыв с лопастей винта турбовинтового самолета или вертолета. Общие закономерности возникновения этого явления такие же, как описано выше. Также, сделать снимок более выразительным могут помочь пыль или снег, поднимаемые вертолетами при взлете и посадке, брызги за взлетающим с воды или садящемся на воду гидросамолетом.

Снимайте турбовинтовые самолёты на длинной выдержке, чтобы их винты сливались в замкнутый круг. Во многом всё зависит от скорости вращения и количества лопастей. Но подобные кадры получится снять, скорее всего, только когда самолет неподвижен или на рулении.

Самое сложное в авиационной фотографии - это встречный пилотаж, когда многотонные машины стремительно несутся навстречу друг другу. Мгновение, еще мгновение … и … самолеты разошлись в разные стороны. Скорость одного из них относительно другого при этом могла достигать 1500 км/ч и выше. Здесь, как нигде больше, пригодится высокая скорость серийной съемки. Однако никакая, даже самая современная и скоростная камера не позволит сделать серию кадров, в которой гарантированно будет идеальный снимок. Везение при съемке встречного пилотажа Вам потребуется как никогда, но определенная техника получения удачных фотографий поможет приблизиться к конечному результату. Выберите самолет, который в момент пересечения курсов будет к Вам ближе. Это не так просто как кажется, Ваш глазомер может Вас обмануть, остается опять надеяться на удачу. Ведите выбранный самолет в видоискателе, и старайтесь при этом не упускать из вида вторую машину, идущую ему навстречу. В момент пересечения траекторий полета (или за мгновение до него, если у Вас получится) нажимайте на спуск, заранее установив режим серийной съемки. Выберите из полученной серии удачный кадр (в случае его наличия). Других советов, к сожалению, не существует. Но вероятность получить хороший снимок все же не так мала, как может показаться на первый взгляд.

В заключение хочется отметить, что авиационная фотография не ограничивается вышеописанными сюжетами и приёмами съемки. Продолжайте экспериментировать, ищите новизну.

Попробуйте себя в «авиамакро» (снимайте крупным планом стойки шасси, турбины или винты двигателей, сопло ВСУ, винглеты на крыльях и т.д.) или «интерьерной съемке» (обыграйте в кадре ряды разноцветных кресел в пассажирском салоне авиалайнера или неповторимое сочетание стрелок, индикаторов и ламп на приборной доске в кабине пилота, роскошь салонов самолетов бизнес-авиации и просторные грузовые кабины военно-транспортных самолетов-гигантов).

Помните также об юридических аспектах подобной фотосъемки. Например, некоторые авиакомпании запрещают фотографировать в салоне своих самолетов. Несанкционированно фотографировать в непосредственной близости от аэродромов разрешено тоже не во всех странах мира. Будьте готовы к общению с представителями САБ - службы авиационной безопасности.

Фото Дм. Маркелов, МАКС-2009

Кто хотел некрасивых фотографий самолетов начала века в моем исполнении?

Весной 2000 года я пришла в журнал "Вестник авиации и космонавтики" в качестве заведующей редакцией. Должность такую страшную мне присвоили на предыдущем месте работы - в РИЦ "Авиантик", из которого меня благополучно выгнали за посылание шефа-самодура по известному адресу.
Спасибо Дмитрию Владимировичу за то, что выгнал не в никуда, а пропиарил меня коллеге - Сергею Скрынникову , который был главным редактором журнала "Вестник авиации и космонавтики".

В мои обязанности входило: разбор фоток, отснятых Сергеем, сканирование, систематизация фотоархива, создание слайд-шоу с фотографиями по темам (авиасалоны например) и типам самолетов, работа с электронной почтой (по модему тогда еще) и куча всякой мелочи, типа расшифровки интервью (фу), стояние на стенде на выставках, продажа журналов и т.д. и т.п.

Шеф мой, Сергей Скрынников , входил в десятку лучших авиационных фотографов мира. Я мало что понимала в фотографировании самолетов, но когда перед глазами постоянно мелькают хорошие снимки, волей-неволей начинаешь понимать, с какого ракурса и какие виды считаются наиболее востребованными.

Сергей был еще и летающим фотографом! Он садился на авианосец вместе с Пугачевым на Су-33, объездил почти все авиабазы бывшего СССР и все мировые авиасалоны.

Здесь же, в журнале, состоялась моя первая поездка в заграничную командировку. И не куда-нибудь, а в Париж на Ле Бурже-2001! Я там даже что-то поснимала на первую цифрозеркалку, которую Сергей привез из Сингапура.
SONY делала карточки размером 1600х1200 пикселей на мемори-стик или дискеты. На дискету влезало аж 4 фотки. Затвор срабатывал через 3 секунды после нажатия, а фотография писалась секунд 15. На карточку объемом 256 мб лезло несравнимо больше, но она стоила несколько сот баксов и была вечно забита фотками, которые не успевались сбрасываться на винт.

Потом поснимала чуток на МАКСе-2001 , эти фотки здесь и показываю.

В декабре 2002 Сергей погиб в авиакатастрофе Ан-140 под иранским Исфаханом.
Журнал, которым он руководил последние годы жизни, остался без главного редактора, фотографа, коммерческого директора, а главное - без отличного мужика и души всего коллектива...
Через какое-то время, придя в себя, мы продолжили работу. Журналу надо было выходить, многие нас тогда поддержали. Я с корреспондентом начала ходить на пресс-конференции, чтобы делать пару фотографий для иллюстрации статей.

И понеслось.

Первой самостоятельной съемкой в январе 2003 стала работа на презентации М-101Т Гжель в Жуковском.
А потом чуть ли не каждую неделю были прессухи, съемки, какие-то выставки, откуда хоть чуть-чуть, но фотографии требовались. Я поначалу снимала на Olympus E-20 (Сергей купил его, как только он вышел) на 601-й Никон со штатным 28-135 и свой Зенит, а в 2004 купила с гонораров первую цифрозеркалку Canon10D.
Собственно, где-то года с 2004 у меня и начало что-то получаться. Но это уже другая история, а здесь я рассказала, с чего все начиналось

Несколько непутёво получилось, может потом причешу текст.
В общем, как-то так.

02. МРИЯ

03. Ан-70

04. Су-34, новинка

05. Помню, в павильонах был ад, все сидели на траве

06. Сейчас на этой поляне VIP-стоянка

07. Cу-30. Я пока только учусь отличать МиГ от Сушки

08. Впервые Второй раз на МАКСе

09. Тоже впервые

10. Ил-76MF

11. Ан-30

12. Шары позже должны были выполнять роль обложки для диска с фотографиями

13. Мне долгое время эта фотка очень нравилась

14. Посетитель

15. Ту-95МС, этот самолет мне сразу понравился!

16. А на Ту-160 я стала западать года с 2005

17. Эту фотку я считаю удачной по композиции

18. А ведь сплошные новинки в 2001-и показывали! МиГ-АТ

19. Еще одна заставка для CD

20. Тот самый Ан-140

Авиашоу обычно привлекает большое количество зрителей, которые с замиранием сердца смотрят на дорогущие самолеты, совершающие невероятные трюки в небе. Где же еще у нас появится возможность сфотографировать прекрасные самолеты, которые умело выделывают всевозможные петли и трюки в воздухе. И в отличие от рок-концертов, где в последнее время снимать запрещается, авиашоу - открытое мероприятие для фотографа с необходимыми оборудованием и знаниями.

Каждое лето по всему миру проводятся авиашоу, которые поражают воображение зрителей своими масштабами и зрелищностью. В дополнение к тому, что происходит в воздухе, обычно проводятся и парады, и выставки на земле. Для фотографа здесь открываются почти безграничные возможности. Если вы хоть раз попадали на авиашоу с фотоаппаратом, скорее всего, вы захотите посетить такое мероприятие еще хотя бы раз.

Советы, которые вы найдете в этой статье, основаны на моем опыте съемки авиашоу в Нью-Йорке.

День шоу

Лучше приехать на место проведения авиашоу заранее, хотя бы за час, чтобы спокойно найти место для парковки, если вы на машине, и поискать ракурсы, откуда шоу будет лучше просматриваться. На шоу может собраться очень много людей (до десятков тысяч). И если вы приедете за 5 минут до начала шоу, есть вероятность, что вам уже будет проблематично установить оборудование среди толпы. Хорошее место обзора - чуть ли не самое важное в такой съемке, т.к. оно подразумевает, что вы успеваете сфокусироваться на объекте и проследить его движение. Если есть возможность, я устанавливаю технику в тени, но и учитываю, что мне необходим полный обзор шоу, и желательно, по центру. Однако, в аэропортах или на военных базах деревьев не найти, чтобы встать в тенек. Поэтому не забудьте взять с собой фильтр, который защитит камеру от прямых солнечных лучей (поляризационный, например).

Выбор объективов

В первый раз много лет назад я снимал авиашоу на объектив 28-135mm. Однако если самолет не пролетал прямо надо мной, я понимал, что нужна другая техника. Поэтому теперь я фотографирую шоу на 70-200mm объектив, если действие происходит прямо над головой и 400mm для более детальных снимков. У меня не полнокадровая камера, поэтому 400mm на камере с матрицей кроп-фактора 1.6 превращается в отличный объектив 640mm. Не забывайте, что шоу может длиться и несколько часов, поэтому вы можете устать управлять огромным объективом. Тут вам поможет система стабилизации изображения и, конечно же, штатив. И хотя я в основном фотографирую на телеобъективы, на более широкоугольные объективы тоже получаются интересные работы, особенно, когда в небе группа самолетов выполняет пируэты. Используя разные объективы, вы поедете домой с прекрасной коллекцией разнообразных фотографий.

Выдержка

Остановить движение машины, которая носится со скоростью 500 миль в час, достаточно сложно. Здесь выдержка должна быть примерно 1/1000. Но как всегда, из любого правила есть исключения. Если в небе старинные самолеты, то на выдержке 1/1000 вы остановите не только движение самого самолета, но и даже его пропеллеров, что будет выглядеть не натурально. Чтобы показать движение пропеллеров, снимайте на 1/90, например, но в зависимости от скорости передвижения самолета, можете изменять этот показатель и до 1/60.

Автоматический замер экспозиции

В некоторых ситуациях автоматический замер экспозиции в современных цифровых зеркальных камерах ошибается. Когда вы фотографируете самолет на фоне чистого синего неба, автоматические настройки камеры приводят к правильно экспонированному небу, а самолета как будто и не было в кадре. Чтобы полностью контролировать эту ситуацию, я снимаю на ручном режиме. Полуавтоматические настройки камеры будут полезны только в том случае, если вы умеете пользоваться гистограммой и, отталкиваясь от ее показателей, вносите изменения в настройки. Я заметил, что чаще всего снимаю на: 1/1000, ISO 400 и f/5.6. Но, конечно, эти показатели зависят от погоды и времени суток.

Фокусировка

Вместо того, чтобы пытаться поймать самолет в идеальной композиции, я предпочитаю делать много кадров одного пролета в режиме серийной съемки. Такая методика помогает сделать больше хороших фотографий. К счастью во многих камерах есть функция следящей фокусировки - AI Servo. Держите центр фокусировки на пролетающем самолете. Вы следите за ним через ваш видоискатель, а камера будет держать фокус на самолете по мере его передвижения. Когда вы готовы сделать кадр, просто нажмите на кнопку спуска затвора. Кроме того, организаторы авиашоу специально просят летчиков замедляться в определенные моменты, чтобы фотографы успели запечатлеть все необходимое. Но не расслабляйтесь, затем самолет снова набирает скорость спустя несколько секунд.

Карты памяти

Как показала практика, место на карте памяти заканчивается достаточно быстро, поэтому я беру с собой внешний жесткий диск, чтобы перекидывать фотографию туда во время съемки. Когда я уверен, что фотографии скинулись на внешний диск, я форматирую карту памяти и продолжаю фотографировать. Я предпочитаю снимать в RAW, однако, если у вас нет внешнего жесткого диска, скорее всего, вам придется снимать в JPEG.

Независимо от того находитесь ли вы на авиашоу, или просто наблюдаете за движением рейсовых самолетов, фотосъемка этих красавцев в полете предоставит дать вам отличный шанс попрактиковаться в получении динамических фотоснимков. Вот несколько главных советов, используя которые вы не покинете аэродром без красивых фотографий.

1. Установите скорость затвора

В виду постоянного пребывания самолетов в движении, вам придется использовать короткую выдержку, чтобы заморозить их в полете, и предотвратить размытость конечного фотоснимка. Переключите фотокамеру в и установите оптимальную скорость затвора (удовлетворительной будет любая скорость, выше 1/125 сек). После этого фотокамера сама выберет соответствующую диафрагму. Если ваш фотоаппарат не имеет творческих режимов работы ( , или ), то вы можете использовать спортивный или динамически сценический режим.

2. Фокусировка

Режим Непрерывной автофокусировки будет постоянно держать летящий самолет в фокусе. Это поможет вам сохранить ваш объект резким, даже если он будет двигаться в непредсказуемых направлениях.

3. Используйте точечный экспозамер

Использование точечного замера экспозиции предоставит возможность вашей фотокамере правильно проэкспонировать объект фотосъемки, а не окружающий его фон. Поэтому если вы снимаете летящий самолет на фоне светлого неба, то он будет проэкспонирован правильно (хорошо освещенный во всех деталях), вместо создания темного и не выразительного силуэта на фоне яркого неба.

4. Компенсация экспозиции

Если по каким либо причинам ваш объект фотосъемки все еще остается слишком темным, установите положительную компенсацию экспозиции (например, +1 EV), чтобы осветлить снимаемый сюжет.

5. Увеличение

Установите трансфокатор (зум) вашего фотоаппарата на максимальное увеличение, чтобы получить крупноплановый фотоснимок летящего самолета. Для увеличения снимаемого объекта, ни в коем случае не используйте цифровой зум фотоаппарата, так как это приведет к снижению качества конечного изображения. Вместо этого лучше увеличьте вашу фотографию при постобработке в любом цифровом редакторе фотоснимков.