Национальный парк возле дороги смерти тайланд. «Дорога смерти» – Железнодорожный путь ценой в тысячи человеческих жизней

После мы поехали на машине к мемориальному музею Хеллфайр пасс (Hellfire Pass Memorial Museum), в котором рассказывается о строительстве железной «Дороге смерти» (Death Railway).
Во время Второй мировой войны японцы, имеющие влияние в юго-восточной Азии, начали строительство железной дороги из Таиланда в Бирму длиной более 400 километров через холмы и горы, которая в итоге так и не была завершена, а впоследствии получила название «Дорога смерти». На ее строительстве умерло или погибло около 100 тысяч человек, привлеченных к строительству: военнопленные, заключенные, военнослужащие и простое местное население.

Из цикла «По Таиланду на машине»

Мемориал находится примерно в 80 км к северо-западу от Канчанабури, доехать до него можно по 323 шоссе. GPS Координаты Хеллфайр Пасс : 14.360524° N, 98.945274° E.

Схема проезда к мемориальному музею Хеллфайр пасс

Информация о музее

Мемориал Хеллфайр пасс в Таиланде построен на деньги австралийской торговой палаты и австралийского фонда ветеранов, принимавших участие в строительстве железной дороги в качестве военнопленных. Его назначение – сохранить память о пленных союзниках и азиатских подневольных рабочих, которые умерли или погибли на строительстве железной «Дороге смерти». Музей был открыт в 1996 году.

Вход в музей — бесплатный.

Если вы путешествуете на автомобиле, то удобнее всего так спланировать посещение достопримечательностей провинции Канчанабури, чтобы с утра посетить водопад Эраван (Erawan Waterfall), после него осмотреть Хеллфайр пасс, а к вечеру вернуться в Канчанабури и встречать закат, смотря на мост через реку Квай (Bridge over river Kwai).

Схема объектов мемориального музея Хеллфайр пасс

История строительства железной дороги в Азии

Память об этой черной странице в истории Таиланда сегодня сохранена в мемориальных комплексах, музеях, а также в кино и литературе. Одним из таких мест, где можно вернуться на много лет назад, совершив путешествие в историю, является Хеллфайр Пасс, музей-мемориал, повествующий о нечеловеческой жизни строителей этой железной дороги, и детально рассказывающий о строительстве наиболее сложных проходов для укладки железнодорожного через скалы. Японцам он известен как Konyu Cutting, а тайский вариант - ช่องเขา ขาด. Свое название Хеллфайр пасс получил из-за того, что работы велись круглосуточно, и ночью вид истощенных подневольных рабочих при свете факелов напоминал сцены из ада.

Хеллфайр пасс (Hellfire Pass) был особо трудным участком строящейся железной дороги из Таиланда в Бирму. Для прохода линии через холмы Тенассерим (Tenasserim Hills) требовалось сделать несколько проходов через высокие скалы, которые невозможно было обойти вокруг

Железная дорога по холмистым районам Таиланда. Часть, относящаяся к мемориальному музею Хеллфайр пасс

Этот участок железной дороги находился на большом расстоянии от крупных городов, и в сочетании с отсутствием качественных инструментов и достаточного количества строительной техники, стал, по сути, адом на земле для привлеченных к работам на строительстве людей

На рисунке изображен адский труд подневольных рабочих

Несмотря на возможность строительства туннелей через скалы, выбирался наиболее простой и быстрый вариант строительства – прямой проход через скалу, создаваемый путем долбежки отбойными молотками и взрывного подрыва горной породы

Хеллфайр пасс — проход сквозь скалу

Этот быстрый путь, тем не менее, требовал избыточного ручного труда, но в то время недостатка в рабочей силе японцы не испытывали и выбирали самые быстрые варианты строительства, так как будущая железная дорога была стратегически важным элементом при ведении войны. Так, проход в скале, являющейся частью мемориального комплекса, длиной 73 м и высотой до 25 метров пробивали несколько месяцев

Проход через эту скалу пробивали три месяца

Привлеченные к работам военнопленные работали по 18 часов в сутки, а несогласных японцы избивали до смерти

На строительстве железной дороге преобладал ручной труд

При строительстве приходилось не только долбить скалы, но и наводить мосты

Устройство участка деревянного моста

Множество не рабочих, а современных рабов, умерло от различных болезней, таких как холера, дизентерия, да и погибших от голода истощения никто не считал. Но больше всего умерших – среди малайцев и китайцев, которых японцы привлекали к работе на железной дороге обещаниями высокого дохода и хороших условий труда

Железнодорожное полотно прошло сквозь огромную скалу

Но железную дорогу так и не успели достроить, и когда войска союзников стали теснить японцев, то часть её была подорвана или разбомблена. На сегодняшний день часть этой железной дороги используется в основном для пассажирских перевозок , а оставшаяся часть, за исключением мемориального участка железнодорожного полотна, по которому можно пройти в память о погибших, длиной чуть более 4 километров, закрыта и заброшена.

В музее представлены экспонаты из повседневной жизни рабочих, которые в полной тишине рассказывают об их рабской жизни и нечеловеческом труде

Скромные пожитки подневольных рабочих

Экспонаты музея рассказывают о повседневной жизни участников стройки

Ручные инструменты, использовавшиеся при строительстве железной дороги

Внутри музея

Прогулка по туннелю, который строили во время второй мировой войны

Сам музей находится в небольшом здании, расположенном на холме, с которого по удобной лестнице вниз начинается путь к самому большому проходу через скалу

Информационный стенд о Хеллфайр пасс перед спуском на железнодорожное полотно

Прогулка до него займет у вас минут двадцать, сначала по лестнице, потом по железнодорожному полотну

Здесь должны были пойти вагоны с военными грузами

Полотно, выдолбленное вдоль скалы

У начала прохода сохранился небольшой кусок оригинального железнодорожного полотна, а в самом проходе в скале сохранилось застрявшее зубило отбойного молотка, которыми долбили породу

В скале навсегда осталось зубило отбойного молотка

Туристы со всего мира приезжают в эти дни в Таиланд. Но не всех привлекают сюда всемирно известные курорты. Родственники тысяч солдат, которые во время Второй мировой войны погибли в Таиланде, хотят увидеть забытую тюрьму в джунглях.

Руками военнопленных японцы строили здесь железнодорожную переправу. Мост через реку Квай известным на весь мир сделал одноименный фильм режиссера Лина Дейвида. О «дороге смерти» — репортаж специального корреспондента НТВ Айрата Шавалиева .

Раз в полчаса раскаленные на солнце сиденья занимают туристы, и старый паровоз начинает движение. Машинист может вести свой состав и с закрытыми глазами — 30 лет он пересекает эту реку. Вокруг привычный тропический рай, внизу — проплывают прогулочные лодки, пасутся слоны. Но туристы старого поезда сдержанны и печальны. Они приезжают сюда не радоваться, а скорбеть.

Сомкиарт Чамнанкул, машинист поезда: «Мне мама рассказывала, на этом берегу был лагерь для военнопленных, которые под охраной японцев строили мост. Здесь столько людей погибло».

Опоры моста сохранились подлинные. Англичане, австралийцы, американцы и голландцы даже в неволе строили на совесть. Военнопленных на запад Тайланда начали свозить в 1942 году, когда японцам понадобилась железная дорога из Бангкока в Бирму.

Весь мир узнал о строительстве уже после войны благодаря фильму «Мост через реку Квай». Марш военнопленных из этой картины до сих пор обязателен для исполнения на парадах.

Даже военный мемориал в Тайланде состоит из легкомысленных бунгало. Одно соломенное строение подлинное — вышка охранника лагеря. Смотритель музея больше годится на роль экспоната — она своими глазами видела, как строится железная дорога смерти. Показывает фотографию доктора, который ей, тогда десятилетней девочке, спас жизнь.

Изнурительный труд, жара и тропические болезни ежедневно убивали людей на стройке. Их даже не успевали хоронить. Умерли 16 тысяч военнопленных и 100 тысяч местных рабочих.

Музей не остается без посетителей. Очень много приезжает европейцев, австралийцев, американцев. Бывают здесь и японцы, и немцы.

Что бы зарабатывали местные жители, если бы не наследие войны? Река Квай — единственный туристический «аттракцион» в этой части Тайланда. На одном берегу реки музей, на другом — военное кладбище.

Десятки тайцев ухаживают за могилами, пытаются остановить буйство местной природы. Кладбище — уголок Европы посреди тропических лесов. Вдаль уходят скромные надгробия — военнопленных перезахоронили после войны.

В Книге памяти — десятки отзывов. Англичане и австралийцы благодарят за внимание к могилам. Вообще-то скорбеть о смерти не в традиции буддистов, но чужое горе тайцы уважают. К тому же 15 долларов за переправу — деньги не лишние.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 15 декабря 2017; проверки требуют.

Тайско-Бирманская железная дорога , также известная как Дорога Смерти - железная дорога между Бангкоком (Таиланд) и Рангуном (Бирма), построенная Императорской Японией в ходе Второй мировой войны . Протяжённость дороги составила 415 километров (из них почти 13 км (8 миль) мостов). Дорога использовалась для снабжения японских войск в «Бирманской кампании» .

Возможность строительства железнодорожной линии между Таиландом и Бирмой была рассмотрена в XX веке британским правительством Бирмы, но предлагаемое направление дороги, через холмистые джунгли с большим количеством рек, было признано непосильной задачей. В 1942 году японские войска вторглись в Бирму из Таиланда и отвоевали её у Великобритании. Для снабжения своих войск в Бирме японцы использовали морской путь через Малаккский пролив и Андаманское море . Этот путь постоянно подвергался атакам подводных лодок союзников и требовал большого количества транспортных судов. Очевидной альтернативой стало строительство железной дороги. Оно началось практически одновременно с двух сторон в июне 1942 года. 17 октября 1943 года обе линии соединились. Но к тому времени обстановка на фронте начала меняться в пользу союзников, и необходимость в дороге отпала, поскольку японцы стали отступать из Юго-Восточной Азии.

Самая известная часть дороги - мост номер 277 через реку Кхвэяй . Изначально река носила название Мэкхлонг , однако успех вышедшего в 1957 году фильма «Мост через реку Квай » (по одноимённому роману Пьера Буля) побудил таиландские власти переименовать в 1960 году течение реки выше впадения притока Кхуэной («малый приток») в Кхвэяй («большой приток»).

Первый деревянный мост через эту реку был закончен в феврале 1943 года, железобетонный мост был построен в июне. Авиация союзников несколько раз пыталась разрушить этот мост, но лишь 2 апреля 1945 года мост 277 был разбомблен . После окончания войны две центральные секции были восстановлены в Японии и переданы Таиланду по репарациям .

В результате военных действий дорога была приведена в негодное состояние, и движение по ней долго отсутствовало. Реконструкция прошла в три этапа и завершилась 1 июля 1958 года . Восстановлена и до сих пор используется только часть дороги (130 км), расположенная на территории Таиланда. Большая часть линии разобрана, а рельсы использованы при строительстве других железнодорожных объектов. В основном здесь ездят туристы, а также родственники и потомки погибших пленных.

Северные участки дороги, проходящие по территории Бирмы (ныне - Мьянмы) намеренно не восстанавливались из-за опасения вооруженного нападения со стороны маоисткого Китая . Сегодня они поглощены джунглями. В 1990-е годы существовали планы по полной реконструкции железной дороги, но пока они не осуществились.

На строительстве дороги использовался каторжный труд. Условия работы и содержания были ужасными. Около 180 тысяч азиатских каторжников и 60 тысяч военнопленных антигитлеровской коалиции строили Дорогу Смерти. Во время строительства от голода, болезней и жестокого обращения умерли примерно 90 тысяч азиатских каторжников и 16 тысяч военнопленных. Среди умерших военнопленных насчитывалось: 6318 британцев , 2815 австралийцев , 2490 нидерландцев , 356 американцев и несколько расположено в городе Канчанабури , где захоронено 6982 военнопленных.

Несколько музеев рассказывают о тех, кто потерял свои жизни на строительстве железной дороги. Самый большой из них расположен в Адском проходе (en:Hellfire Pass) - месте, где умерло множество строителей. Здесь же находится австралийский мемориал.

На мосту через реку Кхвэяй установлена мемориальная табличка в память о жертвах японских преступлений.

— самый известный объет Тайско-Бирманской железной дороге, она же Дорога Смерти.

Дорога Смерти в Таиланде

Дорога Смерти — железная дорога между Бангкоком (Таиланд) и Рангуном (Бирма), которая была построена Императорской Японией во времена Второй мировой войны для снабжения своих войск в «Бирманской кампании». Дорогой смерти эта железная дорога называлась потому, что на строительстве использовался каторжный труд, а условия работы и содержания были ужасными. Как следствие - большое количество погибших: 6318 британцев, 2815 австралийцев, 2490 нидерландцев, 356 американцев и несколько канадцев.

Дорога была построена в 1943 году. К окончанию войны, железная дорога была приведена в негодное состояние. Реконструкция прошла в три этапа и завершилась 1 июля 1958 года. Восстановлена и до сих пор используется только часть дороги на территории Таиланда, около 130 километров из 415-ти.

Мост через реку Квай — самый известный объет Тайско-Бирманской железной дороге, мост номер 277 через реку Кхвэяй.

Первоначально река носила название Мэкхлонг, однако после успеха вышедшего в 1957 году фильма «Мост через реку Квай» по одноимённому роману Пьера Буля, тайские власти в 1960 году переименовали участок реки выше впадения притока Кхуэной («малый приток») в Кхвэяй («большой приток»).

Первый железнодорожный мост был деревянным и был построена в феврале 1943 года. Железобетонный мост был построен в июне 1943. Авиация союзников бомбила этот мост 2 года, и лишь 2 апреля 1945 года мост через реку Мэкхлонг был разбомблен. После войны два центральных пролёта моста были восстановлены в Японии и переданы Таиланду по репарациям.

Август 14, 2017 Калинченко Дмитрий 0 Comment

Главной достопримечательностью в Канчанабури является «Дорога смерти» (Death Railway) или «Мост смерти». У меня в Каначанабури живут тайские друзья, у них есть свой небольшой бар, на туристической улице. Приехав к ним, в свободное время я взял скутер и поехал смотреть местные достопримечательности. Естественно я сразу поехал посмотреть знаменитую дорогу смерти, которая проходит как мост через реку Квай.

Пирс реки Квай

Дорога смерти это железная дорога, которая имеет печальную военную историю.

Из истории

Для всей истории о дороге смерти нужна отдельная большая статься, поэтому в этой статье расскажу коротко. Дорога смерти – это железная дорога между Таиландом и Бирмой построенная Японией во второй мировой войне, для снабжения японских войск напавших на Бирму. Дорога была протяженностью 415 км. Мост много раз пытались разбомбить и к 2 апреля 1945 это удалось, позже японцы помогли его восстановить.

Из-за военных действий дорога пришла в негодное состояние, и на данный момент используется участок в 130 км, от Бангкока, через Канчанабури и до станции Нам Ток.

В течение строительства железной дороги умерли около 106000 военнопленных и каторжников – американцев, австралийцев, британцев, нидерландцев и тд.


Военнопленные британцы и австралийцы, строившие дорогу смерти

Память погибшим увековечена в мемориале, который расположен в центре Канчанабури, где захоронено 6982 человека.

Мост и окрестности

У моста все красиво, все сделано для туризма, тут же ресторан на воде, маленький рыночек с футболками, на тему дороги смерти и реки Квай.


В ресторане можно вкусно и недорого покушать

Железная дорога до сих пор действующая, туристический поезд ходит по расписанию. Когда поезд останавливается перед мостом, это целое событие, все фотографируют поезд, делают селфи. На поезде можно прокатиться как в Канчанабури, так и с Бангкока.


Остановка перед мостом


После того как поезд проехал мост, все туристы опять заполоняют мост

У моста можно арендовать лодку, цену не узнавал, но маршруты разные. Компанией думаю не дорого, китайцы так и делают.


Возможны разные направления


Довольные китайцы плывут по Квай
Справа, на том берегу виднеется китайских храм, туда можно пройти

Дойдя до конца моста, можно увидеть мужичка, который играет на скрипке. Если ему дать монет, он вам сыграет, а потом покажет следы от пуль второй мировой войны на мосту.


Следы оставленные пулями второй мировой войны
Японцы помогали восстановить мост после войны

В конце моста можно спуститься вниз, пройтись метров 50 вправо, и попадете на территорию китайского храма.


Вид китайского храма с моста

В храм я сходил, красивая территория, все ухожено, нет людей, хороший вид на мост.

Недалека от моста есть «Музей войны Канчанабури», он расположен по пути к мосту, до 50 м. Еще музей видно с моста. Мимо музея не пройдете, сразу на входе стоит старый паровоз.


Это вход в музей (влево), а дальше прямо и налево мост дороги смерти
На крыше паровоза старая тачка, до кучи
Вид с моста на музей войны, за белым зданием. Видно вертолет и самолет

Поезд

Из Бангкока поезд дороги смерти едет с ЖД вокзала Тхонбури (Thonburi Train Station). Ехать около 5 часов на поезде 3-го класса. Билет стоит 100 бат. В день идет 2 поезда, в 07:45 и в 13:55.

Поезд из Канчанабури ходит также 2-3 раза в день. До конечной станции Нам Ток (Nantok) поезд идет 2 часа. Стоимость такая же, как и с Бангкока, 100 бат. Расписание поездов из Канчанабури висит на вокзале. Из Канчанабури в Нон Ток в 5:57, 10:35, 16:19.

Обратно из Нам Ток в Бангкок поезд идет в 5:20 и 12:50, 16:53, а приходит в 10:10, 17:35, 19:25.

Обратно из Канчанабури в Бангкок в 7:19, 14:14, 17:41.

Как добраться

Мост расположен в восточной части Канчанабури, с центра можно добраться на скутере, арендовав его на туристической улице, или на мототакси, или на поезде с ЖД вокзала города. Смотрите Канчанабури на карте снизу:


Территория города Канчанабури
Мост дороги смерти

Также смотрите расположение моста и основных локаций Канчанабури на моей общей карте путешествий Таиланда:

Теперь вы знаете где расположена железная дорога смерти и мост в Канчанабури. В других статьях в скором времени вы сможете прочитать про другие достопримечательности провинции Канчанабури.