Парк гуэля - одно из самых удивительных мест старого света. Скамья в парке - самое вдохновенное и радост­ное произведение Гауди История устройства скамейки с подогревом из барселоны

Сегодня это и в самом деле настоящий парк из густых рощ пиний и бесконечных пальмовых аллей в северо-западной части Барселоны. На окруженной деревьями просторной террасе встречаются и беседуют пенсионеры и влюбленные парочки. Огромные, извивающиеся змеями вокруг террасы разноцветные скамьи парка Гуэль - к услугам тех и других.

Когда Гауди только начинал здесь свою работу, парка как такового не было и в помине. Не было и водных источников, территория выглядела пустынной, на склоне холмов не росли деревья. Теперь это зеленый мир, сотворенный Антонио Гауди. Впрочем, парка здесь действительно могло не быть: Эусебио Гуэль, почитатель и заказчик Гауди, замахивался на большее. Он мечтал о показательном поселке, о жилищном рае, о городе-саде. В результате получился просто парк, зато на благо всей Барселоне.


В 1900 году Эузеби Гуэль выкупил этот холм, чтобы устроить здесь частный город-сад на английский манер. Участки в парке предназначались на продажу для застройки особняками, а всю инфраструктуру и места общего пользования Гуэль поручил Гауди. Однако проект провалился: для тех, кто хотел жить в Барселоне, парк был слишком далеко от центра, а для тех, кто хотел жить за городом, - слишком близко. В результате наследники Гуэля продали холм городским властям, которые открыли парк для публики.

Название этого грандиозного комплекса - Парк Гуэля , вошедшее в биографию архитектора и ставшее неотъемлемым от Барселоны, несколько условно. Действительно, сегодня это городской парк, и именно о нем думал в свое время Гуэль, после того как побывал за границей. Меценат предпочел бы вариант английского пейзажного парка, который, в случае его осуществления, мог стать надежной защитной зоной в условиях растущего индустриального центра. Еще одним прообразом оставался сугубо романтический сад, в котором доминировала бы стихийно сложившаяся планировка, сохраняемая горожанами.

Наиболее законченная часть парка примыкает ко входу c улицы Улот. Ворота парка обрамляют два пряничных домика, один - увенчанный поганкой, другой - крестом.

Изначально павильоны предназначались для привратников, сейчас они заняты сувенирной лавкой и кафе.


За воротами поднимается широкая лестница с фонтанчиками, гербом Каталонии и огромной мозаичной ящерицей, ставшей одним из символов Барселоны. Лестница уводит на самую вершину холма, где разбита огромная площадь-терраса, по всему периметру которой тянется одна длинная извилистая скамья-парапет. Помимо парка Гауди в ту пору также возводил Саграда-Фамилию и Педреру.


Центральный вход с двумя совершенно фантастическими по форме домиками является наиболее замечательным уголком парка.


Левый павильон с пинаклем, увенчанным типичным для Гауди пятилучевым крестом, был предназначен под контору администрации парка, правый павильон был построен для привратника. Причудливый декор этих сказочных домиков делает их скорее скульптурными, нежели архитектурными произведениями. Парадная лестница с фонтанами ведёт в гипостильный зал известный как “Зал ста колонн”.

Фальшивый замок на потолке Зала Ста Колонн


На нижней площадке лестницы помещён любимый персонаж Гауди - мозаичный Дракон


Средняя площадка парка Гуэля украшена медальоном с четырёхполосным каталонским флагом и головой змеи, а на верхней террасе, являющейся центром всего паркового ансамбля и расположенной над гипостильным залом, находится длинная, изогнутая в форме морского змея, скамья. При создании декора этой скамьи Гауди сотрудничал с одним из своих учеников Жузепом-Мария Жужолём. Именно последний создал знаменитые коллажи из осколков керамических изразцов, битого стекла и других строительных отходов, опередившие многие произведения абстракционизма и сюрреализма. Профилю скамьи была придана специальная форма, совпадающая с очертаниями тела сидящего человека. Гауди добился этого, усадив рабочего на непросохшую глину и “замерив” таким образом изгиб спины.

В парке Гуэля можно найти множество различных милых фонтанчиков и инсталляций, оформленных причудливыми узорами керамической мозаики. Каждый элемент неповторим настолько, что фантазия автора поражает.

“Зал ста колонн” на самом деле содержит 86 дорических колонн и имеет хорошую акустику, что часто используется местными музыкантами. Его потолок, имеющий замысловатую форму, украшен мозаикой и фальшивыми замками всё с той же причудливой керамической облицовкой, что и скамейка парка.

Под главной эспланадой находится скрытая система ливневой канализации, использовавшейся для водоснабжения парка: вода попадала в специальную цистерну по трубам, помещённым внутри колонн. От главной площади парка и вокруг него протянута сеть пешеходных дорог и тропинок, ведущих в прогулочные аллеи, построенные Гауди из местного камня и за свой причудливый вид получившие название Птичьих гнёзд. “Гнёзда” выступают прямо из склонов холма и кажутся сросшимися с ним, а внутреннее пространство каменной галереи, организованное при помощи наклона колонн и опорных стен создаёт зачаровывающую игру перспективы.

На территории парка расположен Дом-музей Гауди. Он был открыт в его бывшем особняке в 1963 году Обществом друзей архитектора и содержит образцы мебели, созданной Гауди, в частности, мебель из дома Бальо и дома Мила.

В 1962 году архитектурный ансамбль Парка Гуэля был объявлен Художественным памятником Барселоны, в 1969 году - памятником национального значения, а в 1984 году парк Гуэля вместе с другими творениями Антонио Гауди включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Когда много лет назад в университете нам читали лекцию о творчестве Антонио Гауди, я представляла себе Барселону этаким городом-садом, где на каждом углу - особняки причудливых конфигураций и парки с фантастическими павильонами, созданные гениальным зодчим для Эусебио Гуэля и прочих барселонских толстосумов. Расхожий штамп «Барселона – город Гауди» лишь укоренял в моем сознании придуманный некогда образ.

В действительности все оказалось несколько иначе.

Работ Гауди в городе не так уж и много, и чтобы осмотреть их, нужно совершить путешествие по всей Барселоне.

Мой брат, который был здесь два года назад, посоветовал нам для первого знакомства с городом воспользоваться сервисом Bus Turistic. Симпатичные двухэтажные автобусы объезжают город по трем маршрутам – синему (южному), красному (северному) и зеленому (восточному). Покупая билет, можно целый день (или два) ездить на любом из них, вылезая на понравившихся остановках. Автобусы снабжены системой наушников, с помощью механический «гид» рассказывает о городе на десяти языках (и на русском!), а впридачу выдаются дисконтные книжки с 10-20 процентными скидками на посещение музеев, парков и прочих мест.

Мы едем «по местам Гауди», и наш маршрут – красный: в прямо противоположную от Рамблы сторону, на север от площади Каталонии, по широкой торговой улице Пасеч де Грасиа, напоминающей не то нашу Тверскую, не то парижские Елисейские поля по ширине, масштабам и немеренному количеству дорогих магазинов.

Первая остановка, которую делает на этой улице Бас Туристик – «Квартал Раздора». Называется он так из-за трех, стоящих в рядок особняков в стиле модерн, каждый из которых имел претензию называться самым красивым на этой улице. Первый построил Доменик Монтанер, второй – зодчий с замечательной фамилией Пуч-и-Кадафалк. Третий же – который на самом деле первый и лучший – дом Батло, выстроенный Гауди в начале века, на пике мастерства своего.

Стоя перед сумеречным и слегка зловещим фасадом дома Батло понимаешь, что не только природные элементы и мотивы вдохновляли гений Гауди.
Этот особняк называли «зевающим домом» и «домом с костями» - в очертаниях окна второго этажа действительно угадывается широко разверстая пасть с тонкими губами и крыльями носа в центре. Опоры-«кости» подпирают ее, чтобы не захлопнулась невзначай. Над пастью – пустые глазницы балконов: если долго смотреть, впечатление жутковатое. Чешуйчатую крышу сравнивают с хребтом гигантского дракона: действительно, похоже!

Дом Батло – до сих пор частное владение, где сдаются квартиры. Билеты дорогущие, скидок для детей нет. Но такой идеальной чистоты стиля не увидеть больше нигде в Барселоне. В доме открыты для туристов два нижних этажа, чердак и крыша. Правда, из интерьеров вывезена мебель, но изумительны сами залы – причудливо изогнутые, без единой прямой линии, текучие очертания каминов и оконных рам, измятое, деформированное пространство – но не хаотично, а подчиняясь плавному музыкальному ритму.

Нижние этажи – с роскошной отделкой: дерево, металл, керамика, витражи. Чердак – с гладкими белеными стенами, но те же льющиеся формы, параболические аркады и своды. Сохранился лифт в стиле модерн – облицованный темным деревом, страшно медленный, открывающийся вручную. Мы с Игорем имели терпение его дождаться и прокатились до чердака.

Интерьеры дома Батло:

Между домом Батло и следующей остановкой Бас Туристик – домом Мила можно прогуляться пешком – они недалеко друг от друга. Тогда в одном из переулков обнаружится еще одно творение Гауди – раннее, но от того не менее цельное и своеобразное: Дом Висенс.

Вот такой:

Каза Мила, названная ироничными каталонцами Педрерой – «каменоломней», снаружи напоминает как раз о «природных» источниках вдохновения Гауди. Не то морские волны, не то горные кручи, не то термитник. Волнистые фасады снаружи, колодец без углов – внутри.

В «каменоломне» тоже живут квартиросъемщики. Отстоявших длинную очередь туристов вполне современные лифты поднимают сразу на пятый этаж, где для них открыт маленький музей, посвященный жизни каталонской буржуазной семьи в начале 20 века: столовая и спальня, кухня и детская в стиле модерн, умывальник с неудобно изогнутой раковиной, комнатки слуг... На чердаке – один из множества музеев Антонио Гауди – типичный: с предметами мебели, природными «вдохновителями» и макетами зданий и деталей.

Дом Мила – фасад и парочка музейных интерьеров.

Самым интересным для моего сына в домах Гауди стали, конечно, крыши. Великий зодчий не оставлял без внимания ни одну деталь: чердачные башенки, дымоходы, ограждения он превратил в произведения искусства. Если во дворце Гуэль трубы напоминают фантастические елочки (или кактусы?), в доме Батло – шпили «воздушных замков», то на крыше Педреры это – суровые стражи, рыцари в тяжелых шлемах или каменные монстры с непроницаемыми «взглядами».

Сверху: крыша и чердак дома Батло, снизу – на крыше дома Мила.

(Кстати, если есть время бродить по здешним улицам пешком: рядом с Педрерой, буквально на соседней улице – вполне достойный посещений Египетский музей, маленький, но с богатой и разнообразной коллекцией, в подвале которого обнаружилась еще и выставка римских мозаик).

От дома Мила автобус сворачивает направо, направляясь к шедевру Гауди – Саграда Фамилии или храму Святого Семейства.

Я много раз слышала душераздирающую историю о том, как одержим был старый мастер этим строительством, отказался от прочих заказов, стал жить на стройплощадке, перестал следить за своим внешним видом, и был настолько увлечен мыслями о соборе, что не заметил трамвая и погиб под его колесами. И далеко не сразу в сбитом человеке – нелепом, неряшливом - сумели опознать знаменитого архитектора. Иначе, возможно, его бы могли спасти.

Собор до сих пор в процессе возведения – это самый знаменитый «долгострой» в Испании. Некогда было принято решение, чтобы он сооружался исключительно на пожертвования прихожан. Купив билеты в храм, мы тоже внесли свою скромную лепту в продвижение строительства.

Самим Гауди здесь сделан лишь один фасад – Рождества. Второй – Страстей Христовых, сумрачный, безрадостный, с жесткой, угловатой скульптурой каталонца Субиракса, отличается от блистательного творения Гауди как земля от неба. У фасада Рождества, действительно, теряешь дар речи. Остается лишь одна мысль: как? Как можно было создать ТАКОЕ? Впрочем, восторженный мой пафос в адрес Саграда Фамилия настолько банален, что лучше промолчу.

Картинки из Саграда Фамилии: снимать там можно в любом месте и все, что угодно.

Отстояв сорокаминутную очередь, мы поднимаемся на ажурную колокольню на лифте, который везет только вверх. Вниз надо спускаться пешком – по узенькой и крутой винтовой лестнице. И это – увлекательнейший аттракцион: по ходу спуска вниз то там, то тут открываются выходы на изящные балкончики, мостики, смотровые площадки, откуда можно созерцать украшающие башни скульптуры и восхищаться волшебным искусством Гауди на близком расстоянии.

Вадька не хотел подниматься на колокольню, но мы его уломали.

Последняя остановка нашего автобуса, связанная с Гауди – парк Гуэль. Он находится в северной части Барселоны, и пешком от площади Каталонии до него не добраться. Можно и на метро, но от остановки Бас Туристик идти ближе. Хотя все равно – в гору.

Парк Гуэль Гауди считал своей неудачей. План был шикарным и амбициозным: современный поселок с богатыми особняками, школами, магазинами и прочей инфраструктурой. Но участки под застройку жители покупать почему-то не торопились. Остался лишь парк – самый красивый в городе: сказочные домики-павильоны, стилизованные под природные формы каменные виадуки, прогулочные дорожки под рукотворными пещерными сводами, гроты, беседки, лестницы...

Парк Гуэль:

Гордость парка – зал ста колонн, на крыше которого – бесконечная витая скамья с мозаичной спинкой. Именно на нее плюхнулась без сил измученная и ошалевшая от красоты архитектуры модерна половина моего семейства, пока мы с Игоряхой неутомимо обходили все каменные дорожки и колоннады, поднимались на смотровые площадки, спускались в садики и дворики и бродили по очередному дому-музею Гауди (в котором он действительно жил какое-то время, пока не перебрался в Саграда Фамилию).

Ну и непременный ритуал Игорь, конечно, выполнил – погладил дракончика, что стоит у входа в парк.

Поражаюсь, если честно, прочности раствора, на котором держатся мозаики Гауди: при том безумном количестве туристов, которые их гладят, щупают, сажают младенцев и более крупных детей, цветная керамика не облетает.
Или все же отваливается, но ее регулярно подклеивают?
Ведь вот мозаичная скамья Врубеля в Абрамцево – за бронированным стеклом, хотя народу в усадьбу приезжает на несколько порядков меньше...

В наш маршрут имени Гауди не попал лишь знаменитый дворец Гуэль. Я потом с трудом обнаружила его на Ноу де ла Рамбла: он закрыт, завешен пленкой, из-за которой едва видны макушки керамических елочек-дымоходов.
Впрочем, на этом с Барселоной стоит проститься и рассказать о том, что мы видели за ее пределами.

Начало испанских заметок здесь.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Одна из удивительных достопримечательностей Барселоны — (кат. Park Güell , исп. Parque Güell ), построенный по заказу каталонского промышленника, политика и мецената графа Эусеби Гуэль-и-Басигалупи (1846-1918). Для реализации проекта был приглашен архитектор Антонио Гауди (1852-1926).

История создания парка Гуэля

Первоначально эта территория площадью более 17 га предназначалась для застройки частными домами, для чего она была разделена на 62 участка. Задумывалось, что это будет город-сад , где переплетены в единое целое две природы — естественная и рукотворная. Работы продолжались с 1900 по 1914 года. Увы, проект не привлек покупателей — во многом из-за удаленности от центра. Было продано всего два участка. В результате он был передан мэрии Барселоны, которая устроила здесь парк. В 1984 году он вошел в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Доехать до парка можно на метро (станция «Lesseps», зеленая линия, L3), далее идти по указателю.
Парк открывается в 10.00, закрывается около 19.00 (время варьируется в зависимости от времени года и дней недели).

Прогулка по парку Гуэля

Я побывала в парке Гуэля во время своей поездки в Барселону. Он произвел на меня очень сильное впечатление, главным образом благодаря удивительной гармонии природы и архитектуры, когда подчас нельзя было отличить, где кончается одно и начинается другое. Единственное, что несколько мешало — это огромное количество туристов со всех концов света. Впрочем, оно и понятно: место действительно уникальное, отдых в Барселоне немыслим без посещения этого места.

Уже у самого входа в парк вы чувствуете эту удивительную гармонию. Вдоль склона Лысой горы тянется рукотворная стена, но она настолько органично вписана в окружающий ландшафт, что сначала взгляд практически не замечает ее.

Первая и вторая природа парка Гуэля

Розовое здание — это дом-музей Гауди в его бывшем особняке, открытый в 1963 году.

Живописно смотрятся деревья мимозы — я была в начале марта, самая пора цветения.

А вот эта стенка называется . Действительно, чем-то она напоминает ласточкины гнезда. А еще мне она напомнила пальмы — по-моему, есть что-то общее с финиковыми пальмами, что наверху.

Вскоре я вышла к центральной площади, где располагается прихотливо изогнутая в форме сказочного змия знаменитая длинная скамья . Здесь очень многолюдно, все фотографируются. На скамье народ отдыхает, тут же разложены картины и сувениры на продажу.

Центральная часть парка Гуэля

За деревьями виднеется шпиль дома-музея Антонио Гауди.

Панорама парка Гуэля

Потом дорога ведет меня к Прогулочной аллее. Ощущение, что на самом деле это — неведомая пещера. Обратите внимание на наклон стены и колонн.

А это место называется . Длинная скамья и площадь находятся над ним.

На его потолке причудливых форм плафоны.

Спускаюсь по Парадной лестнице вниз. Впереди домик, напоминающий пряничный. Это здание сторожки . Чуть правее, за деревьями — здание Администрации .

Некоторые части парка почти обыкновенной планировки.

Ниши и карнизы галерей облюбовали голуби. Их здесь много.

Вид на Длинную скамью

А в этом месте растет много агав, которые удивительным образом сочетаются с очередной галереей. Причем обратите внимание: это колонны так наклонены, а вовсе не мой фотоаппарат!

Мимоза в цвету

Галерея с агавами

Скамейки и агавы

Мимоза в цвету

С высоты парка разворачивается прекрасный вид на кварталы Барселоны. Правда, день был довольно жаркий и весь город утопал в дымке.

Вид квартала Барселоны из парка Гуэля

Вот такая прогулка получилась по парку Гуэля. Дорожки там проложены таким образом, что каждый раз ты видишь парк под новым ракурсом, открываются необычные виды. Кажется, что он огромен. И только потом с удивлением понимаешь, что все-таки он меньше, чем кажется. К сожалению, у меня было немного времени, а вообще это место настраивает на медитативный лад, хочется побыть здесь подольше. И, как мне показалось, именно тут я по-настоящему прочувствовала Гауди.

Адрес: Carrer d’Olot, s/n, 08024 Barcelona, Испания

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

В этой статье мы совершим небольшое путешествие в Испанию. Барселона, парк Гуэль привлекают ежегодно тысячи туристов со всего мира. Заказал оригинальный проект Эусебио Гуэль, мечтавший о создании территории, которая бы гармонично сочетала зоны садов с жилыми районами.

История парка

Архитектор парка Гуэль в Барселоне - известнейший мастер Антонио Гауди. Он приступил к работе, когда на этой территории был пустырь.

Парк Гуэль находится в районе Грасия. В 1900 году Эусебио Гуэль выкупил пустующую пятнадцать гектаров. Он планировал возвести на этой земле 70 особняков. В итоге продано было всего два участка и построено два дома на деньги самого Гуэля. По мнению свидетелей этого строительства, одной из причин неудачи стало расположение объекта. Оно не понравилось ни тем, кто хотел жить за городом, ни тем, кого больше привлекал Завершением задуманного проекта стала продажа земли наследниками Гуэля муниципальным властями и открытие на этой территории городского парка.

В одном из домов, который был построен на этой территории, почти до самой своей трагической кончины жил Антонио Гауди. За несколько месяцев до смерти он переехал жить в Сегодня здесь расположился дом-музей великого мастера, где за дополнительную плату можно увидеть его старинные книги, необычную мебель, чертежи. Во втором доме жила семья Эусебио Гуэля. Теперь здесь находится муниципальная школа.

Парк или поселок

Парк Гуэля в Барселоне, фото которого вы видите в нашей статье, по идее промышленника Гауди должен был стать жилым массивом для очень состоятельных горожан. Его должен был окружать Особняки и виллы собирались строить на возвышении, с которого открывался великолепный вид на Барселону.

Планировалось также разделять участками парка частные постройки. Антонио Гауди выступал в роли архитектора всего ландшафтного проектирования и зон отдыха.

Архитектура

Неудача Гуэля в строительстве особняков и продаже земель не помешала великому Гауди реализовать свою часть проекта. Он создал высокохудожественный скульптурный ландшафт, в котором воплотил идею единения человека и природы.

Зная вкусы своего заказчика и сохраняя стиль английского парка, Гауди гармонично сочетает яркую и выразительную архитектуру со строгим пейзажем. В результате возник умиротворенный прогулочный вариант парка Гуэль.

Испания, Барселона: парк Гуэль

Знаменитый архитектор спроектировал все коммуникации, земли были разделены на 60 участков с садом, распланировали улицы, построили виадуки и площади.

Особое внимание Гауди уделил ограждению парка. Холмистый ландшафт предполагал и живописность стены, его ограждавшей. Несколько участков Гауди выделил цветом, а над стеной построил навес, покрытый керамическими плитками коричневого и белого цветов. Такое решение превратило стену в сверкающую под лучами солнца ограду и в надежную защиту от дождя.

Такое единение стиля с практической стороной декора характерно для всех работ Антонио Гауди. Барселона, парк Гуэль в котором является одной из самых популярных и посещаемых достопримечательностей, очень гордится этим сооружением, гиды всех экскурсионных групп всегда стремятся показать его гостям города. Благодаря усилиям замечательного мастера в парке продумана каждая деталь.

Пряничные домики

В самую оформленную часть парка туристы попадают через вход с улицы Olot. У главного входа находятся два павильона, похожие на сказочные избушки. Они выполнены в одной архитектурной гамме со стеной и являются ее логическим завершением. Единый строительный материал, соответствие красивой кровли домиков с декором верха стены усиливают гармонию.

Один из этих домиков венчает поганка, а другой - крест. Павильоны строились для привратников, сейчас в них находится сувенирная лавка и кафе.

Из общего порядка выбивается только десятиметровая башня, которая установлена в одном из павильонов. Отделка изразцовыми плитками белого и голубого цветов, располагающихся в шахматном порядке, символизирует облака и небо.

За воротами можно увидеть огромную ящерицу, украшенную мозаикой, что стала символом Барселоны. Вместе с гербом Каталонии и фонтанами она находится на лестнице, ведущей на вершину холма. Нижнюю площадку этой лестницы украшает дракон - излюбленный персонаж Антонио Гауди. На средней площадке развевается каталонский флаг. На верхней террасе находится длинная скамья, расположенная по периметру. Она называется «Жузеп-Мария Жужоль».

Рабочим, занятым на стройке, было поручено собирать на улицах города разную посуду, бутылки, плитки. Все эти находки приносили на холм, где одна бригада их тщательно измельчала, а другая укладывала черепки на парапет и лестницу.

Так появился первый коллаж, который в дальнейшем стал источником вдохновения для работ Жуана Миро. Тут он проводил много времени в поисках идей для творчества.

Профиль скамьи совпадает с очертаниями тела человека. Гауди сумел добиться этого, усадив в мокрую глину рабочего.

Зал «100 колонн»

Барселона (парк Гуэль в частности) - это яркий пример в истории мировой архитектуры, позволяющий увидеть, сколько существует различных комбинаций в сочетании каменных архитектурных построек с живой зеленью растений. Здесь то и дело встречаются на пути многочисленные колонны, которые напоминают окаменевший лес. Некоторые участки парка архитектор выделил в цвете.

В первую очередь это касается всех семи ворот, включая и центральный вход. Зал, который называется «100 колонн», на самом деле имеет их только 86. Они поддерживают верхнюю террасу, на которой находится скамья-парапет. Своды зала оформлены осколками бутылок с преобладающим насыщенным голубым цветом. Антонио Гауди задумывал этот грот как своеобразную рыночную площадь в поселке-парке. Сегодня это прекрасный концертный зал.

В парке созданы три галереи, очень похожие на акведуки. Их колонны декорированы необработанным коричневым камнем. Средиземноморскую местность Антонио Гауди подчеркнул высадкой пальм. Во время создания парка деревья много раз пересаживались с места на место.

Дороги

Уникальное сооружение - парк Гуэль. Барселона (Испания) хранит множество ценных памятников культуры, истории, архитектуры. Но этот комплекс неизменно вызывает повышенный интерес туристов со всего мира.

Последним штрихом, который успел сделать великий архитектор в парке, является прокладка сложной системы дорог. Она связывает особняки и каменные аркады, подпорки которых несколько наклонены к земле под разными углами.

Парк Гуэль сегодня

Перед началом Первой мировой войны большинство состоятельных жителей Барселоны не захотели вкладывать деньги в особняки поселка-парка. Эусебио Гуэль ушел из жизни в 1914 году. В связи с эти строительные работы на этой территории были остановлены.

После смерти своего заказчика Антонио Гауди полностью посвятил себя строительству Собора Святого Семейства.

С 1962 года Парк Гуэля получил официальный статус Художественного памятника Барселоны. А через семь лет (1969 г.) он был объявлен национальным памятником. С 1984 года парк Гуэля в Барселоне (как добраться до него, мы расскажем далее), как и многие другие шедевры великого Антонио Гауди, находится под охраной ЮНЕСКО. Это действительно уникальное сооружение. Особое удовольствие от его посещения получают дети, которые словно погружаются в сказку.

Как добраться до парка Гуэль в Барселоне

Сделать это совсем не сложно. На метро надо доехать до станции «Lesseps». Подняться наверх, затем свернуть направо по улице Травессера-де-Дальт и далее следовать по хорошо заметным указателям. Идти придется в гору, потому родителям с маленькими детьми лучше выбрать другой маршрут.

Можно доехать до станции метро «Джоаник» и пересесть на автобус №116. Кроме того, к парку вас доставит автобус №24 от площади Каталонии. Еще один, весьма распространенный способ - туристический двухэтажный экскурсионный автобус, который довезет вас до остановки «Парк Гуэль». От нее надо пройти вверх по улице 8-10 минут.

Многим нашим соотечественникам хорошо известна Барселона. Парк Гуэль во время поездки посещали далеко не все. Поэтому настоятельно рекомендуем при следующей возможности посетить это удивительное место. Мы уверены - жалеть о потраченном времени вы не будете.

Во время тяжёлой болезни 1911 года состояние архитектурной практики Гауди больше, чем когда-либо, зависело от та-ланта его ассистентов и сотрудников. Рубио про-должал руководить все более проблематичными работами по реставрации Кафедрального собора в Пальма-де-Мальорке. Беренгер отвечал за стро-ительство собора Саграда Фамилиа, Хухоль за-канчивал змеевидную скамью в Парке Гуэль. И почти все продолжали надзирать за постепен-ной эволюцией крипты в Колонии Гуэль.

Примечательно, что именно в период продол-жительной болезни Гауди в сотрудничестве с Хухолем создал свое самое вдохновенное и радост-ное произведение. Как это ни парадоксально, но змеевидная скамья в Парке Гуэль, похоже, вы-теснила боль Гауди и трансформировала ее в ощущение духовного подъема. Скамью начали сооружать в 1909 году, и она была задумана как функциональный объект: длинная скамья по пе-риметру крыши рынка одновременно служила ограждением и местом для сидения, а простор-ная, засыпанная песком открытая площадка пред-назначалась для собраний, а также для фильтро-вания дождевой воды. Форма скамьи поэтому выбиралась преимущественно с тем расчетом, чтобы обеспечить сток воды и удобные места для сидения в сухую погоду. Еще до окончательной отделки скамья вызвала определенные трудности при строительстве. Выполненная из готовых бе-тонных секций, она являла собой один из первых и самых удачных примеров использования этого материала в Испании. Строительный подрядчик вспоминал, что «Гауди приказал рабочим снять с себя всю одежду и садиться как можно удобнее на предварительно нанесенный слой раствора, чтобы получить совершенную форму сиденья, пока материал застывает».

Этот прием оказался эффективным. Но вся-кий раз, когда Гауди работал с водой, — от претенциозного Нептуна в Сьютаделье тридцать лет назад до фонтанирующего дракона внизу, у входа в Парк Гуэль, — он подчеркивал ее мифологи-ческую и символическую силу. И именно отдел-ка скамьи превратила этот чисто утилитарный объект в нечто удивительное.

Узор из блестящей разноцветной керамики поначалу кажется случайным. Поверхность змее-видной скамьи, как и крыши особняка Гуэль, уже подвергалась серьезной реставрации. Тем не менее ее оригинальная концепция сохранилась в неприкосновенности.

Издалека она ласкает глаз и поддразнивает наблюдателя. Но это не только декоративное ук-рашение, но и скульптура — художественное произведение, требующее сопереживания. Когда вы сидите на скамье, вас охватывает приятное чувство завершенности.

Если сосредоточиться на деталях, которые сначала кажутся чисто декоративными, почти ви-зантийскими, то хаос постепенно сменяется ло-гической ясностью. Змеевидная скамья — это ги-гантская головоломка. По всей ее длине располо-жены таинственные знаки, фрагменты посланий, магических формул, иллюстраций и специальные рисунки, которые навсегда останутся увлекатель-ными загадками, отражающими запутанное со-знание двух ее творцов.

По всей волнообразной поверхности разбро-саны разнообразные повествовательные и визу-альные интервенции, от составных картинок до граффити и головоломок. Этот прием был фан-тастически современным и одновременно древ-ним. Хухоль встроил в декоративный ансамбль возможность наткнуться на осколки разбитой го-ловы детской фарфоровой куклы.

По всей скамье разбросаны отдельные скоп-ления странных маленьких объектов. Во-первых, это короткие ряды чисел на фрагментах дешевых фарфоровых изразцов... 8-9-10-11. Тут же можно обнаружить бутылки и раковины. В пятом изги-бе, обращенном к морю, две отрезанные руки гордо протягивают лотарингский крест, который в Средние века разрешалось носить одному из пяти патриархов и который был общепризнан-ным атрибутом Григория Великого. Рядом звез-ды и бабочки, а также дешевые putti, соскальзы-вающие с краев подноса. И, как будто прибитые гвоздями к кремовому фону, появляются пять кроваво-красных ирисов. На одном из темно-синих пролетов помещена разбитая белая тарел-ка, разрозненные осколки которой разлетаются по керамическому небу, быстро перемещаясь сле-ва направо, подобно падающей звезде. Движение это, разумеется, является отражением движения наблюдателя вдоль скамьи.

Слева направо триединство зеленого, синего и желтого, которое для Гауди являлось хромати-ческим эквивалентом Веры, Надежды и Любви, завершалось к концу сиянием божественной бе-лизны. Этот триумвират подчеркивал важность деталей более насыщенных цветов, ассоциирую-щихся с католической церковью: красного для выражения страсти, черного для скорби и пур-пурного для покаяния. Гауди понимал, насколь-ко усиливают друг друга символы и цвет, переда-вая свой смысл через подсознание. Если рассмат-ривать буйство цветов скамьи как единое целое, то его можно считать кинематографической вер-сией знаменитого круглого окна в Шартре.

На расстоянии трех четвертей от начала на южном краю скамьи сохранилась большая часть оригинального орнамента. На изогнутых крайних плитках Хухоль вырезал маленькие изображения или символические образы покрытых слизью кальмаров, цветов, небесных созвездий и прибы-вающей луны. Эти изображения наивны и таин-ственны. Рядом расположено слово «МАША», перевернутое вверх ногами, чтобы его удобно было читать с небес. Далее крестный путь представлен надписью «VIA», окруженной россыпью звезд — небесным терновым венцом. В микрокосме ска-мьи отразилось то, что Гауди, Хухоль и Гуэль пытались достичь созданием Парка Гуэль как свя-щенного общественного места. И вновь Гауди смело использовал фольклор. Декоративный ан-самбль извивающейся скамьи напоминал аб-страктные арабески и цветочные узоры, которые рисовали на древесных опилках во время религи-озных шествий по узким улочкам Риудомса. Дру-гие слова, сопровождавшие разворачивающееся многоцветие скамьи, являются теми страстными и неприкрашенными выражениями благочестия, которые выкрикивались зрителями, когда перед ними медленно проплывали картины остановок Христа на крестном пути во время Страстной не-дели. Но если назначение скамьи и заключалось в том, чтобы «зазвучать голосом истинной веры, не запятнанной самосознанием и ухищрениями», то ее общий смысл был гораздо глубже.

Рассказывают историю о двух студентах, ко-торые сидели на скамье в один из чудесных со-лнечных дней. Сразу после того, как прозвучали удары колокола, призывающего к чтению «Ангелюс», они увидели слабо проступавшие на фоне цветной ленты слова молитвы: «Angelas Domini nuntiavit Mariae». Дальше, за изгибом скамьи об-наружили надпись «Ai urbs antiga i atresorada», на-звание города: REUS — и дату, 1898. Однако древние и загадочные письмена говорили об от-ношении Гауди к своему искусству гораздо боль-ше, чем любое автобиографическое событие. Гауди и Хухоль надеялись зарядить свою змее-видную скамью мощной религиозной энергией, которая воздействовала бы на сознание сидяще-го. Сами того не зная, люди садились бы на доиндустриальное средство обращения в католи-ческую веру, многочисленные знаки и символы которого превращали его поверхность в прими-тивную «молитвенную машину».