Покровский собор (собор Василия Блаженного). Храм Василия Блаженного — история и загадки Собор василия блаженного кто

Сегодня 12 июля Покровский собор, более известный как храм Василия Блаженного, отмечает свое 450-летие. Эта дата не случайна: 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года была освящена центральная Покровская церковь собора.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как храм Василия Блаженного , расположен в южной части Красной площади в Москве, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке. Он построен в середине XVI века по распоряжению царя Ивана IV Грозного в ознаменование покорения Казанского ханства - части бывшей Золотой Орды - в знак благодарения за одержанную победу.

Что стояло раньше на месте Покровского собора точно не известно. Русские летописи содержат отрывочные и противоречивые сообщения о деревянных и каменных церквях. Это порождало немало догадок, версий и легенд.

По одной из версий, вскоре после возвращения Ивана IV Грозного из Казанского похода 1552 г. на месте будущего храма Покрова на Рву на бровке Москвы-реки, на возвышенности была заложена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с семью приделами.

Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал Ивану Грозному создать здесь каменную церковь . Митрополиту Макарию принадлежала и основная композиционная идея будущего храма.

Первое же достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор. Он простоял немногим более полугода и был разобран перед началом строительства каменного собора весной 1555 г.

Покровский собор возводили русские зодчие Барма и Постник (есть версия о том, что Постник и Барма - имена одного человека). По легенде, чтобы зодчие не смогли создать нового лучшего творения, царь Иван IV по завершении строительства выдающегося шедевра архитектуры велел их ослепить. Впоследствии была доказана несостоятельность этого вымысла.

Строительство храма велось всего 6 лет и только в теплое время года. В летописи содержится описание "чудесного" обретения мастерами девятого, южного престола, после того, как все сооружение было практически завершено. Однако четкая симметрия, присущая собору, убеждает в том, что у зодчих изначально было представление о композиционном строении будущего храма: предполагалось поставить восемь приделов вокруг центральной девятой церкви. Храм строили из кирпича, а фундамент, цоколь и некоторые элементы декора были выполнены из белого камня.

Уже к осени 1559 г. собор был в основном завершен. В праздник Покрова Богоматери освятили все церкви, за исключением центральной, так как "болшая церковь средняя Покров того году не совершена".

Освящение Покровской церкви и, соответственно, всего собора произошло 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года. Освящал храм митрополит Макарий.

Каждая церковь собора получила свое посвящение . Восточная церковь была освящена во имя Святой Живоначальной Троицы. Исследователи до сих пор ищут ответ, почему эта церковь получила свое название. Существует несколько гипотез. Известно, что в честь "Святой Живоначальной Троицы" в 1553 г. был основан монастырь в покоренной Казани. Предполагают также, что на месте Покровского собора первоначально стояла деревянная Троицкая церковь, давшая наименование одному из приделов будущего храма.

Четыре боковых придела освящены в честь святых, в дни памяти которых совершались важнейшие события Казанского похода: Киприана и Иустины (2 (15) октября - в этот день завершился штурм Казани), Григория, просветителя Великой Армении (в день его памяти 30 сентября (13 октября) произошел взрыв Арской башни г. Казани), Александра Свирского (в день его памяти 30 августа (12 сентября) была одержана победа над войском царевича Епанчи, спешившего из Крыма на помощь татарам), Трех Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового (поминаемых также 30 августа).

Еще три придела посвящены Николаю Великорецкому, Варлааму Хутынскому и празднику Входа Господня в Иерусалим. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, так как 1(14) октября в день этого праздника, символизировавшего заступничество Матери Божией за христианский род, начался главный штурм Казани. По наименованию центральной церкви и был назван весь собор.

Приставка "на Рву" , встречающаяся в летописных свидетельствах о соборе, связано с тем, что через всю площадь, названную впоследствии Красной, вдоль кремлевской стены c XIV века шел глубокий и широкий оборонительный ров, который был засыпан в 1813 г.

Собор имел необычную архитектурную композицию - 9 самостоятельных храмов были построены на едином основании - подклете - и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, окружающими центральный храм. Снаружи все церкви были окружены первоначально открытой галереей-гульбищем. Центральная церковь завершалась высоким шатром, приделы были перекрыты сводами и увенчаны куполами.

Ансамбль собора дополняла трехшатровая открытая звонница, в арочных пролетах которой висели массивные колокола.

Первоначально Покровский собор венчали 8 больших куполов и маленькая главка над центральным храмом. Чтобы подчеркнуть значимость строительного материала, а также уберечь собор от атмосферных воздействий, все его стены снаружи были расписаны в красно-белых тонах. Роспись имитировала кирпичную кладку. Материал первоначального покрытия куполов остается неизвестен, так как они были утрачены во время опустошительного пожара 1595 г.

В первозданном виде собор просуществовал до 1588 г. Тогда с северо-восточной стороны к нему была пристроена десятая церковь над могилой юродивого Василия Блаженного, который проводил много времени у строящегося собора и завещал похоронить себя рядом с ним. Известный московский чудотворец умер в 1557 г., а после его канонизации сын царя Ивана IV Грозного, Федор Иоаннович повелел соорудить церковь. В архитектурном отношении она представляла собой самостоятельный бесстолпный храм с отдельным входом.

Место обретения мощей Василия Блаженного обозначили серебряной ракой, которая впоследствии была утеряна во времена Смуты, в начале XVII в. Богослужения в церкви святого вскоре стали ежедневными, а начиная с XVII столетия, имя придела переносится постепенно и на весь собор, становясь его "народным" наименованием: Храм Василия Блаженного.

В конце XVI века появились фигурные главы собора - взамен первоначального сгоревшего покрытия.

В 1672 г. с юго-восточной стороны к собору пристроили одиннадцатую церковь: небольшой храм над могилой Иоанна Блаженного - чтимого московского юродивого, похороненного у собора в 1589 г.

Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения. Деревянные навесы над гульбищем, то и дело сгоравшие при пожарах, заменили кровлей на арочных кирпичных столбах. Над папертью церкви Святого Василия Блаженного пристроили церковь святой Феодосии Девы. Над открытыми ранее белокаменными лестницами, ведущими на верхний ярус собора, появились сводчатые шатровые крыльца, устроенные на так называемых "ползучих" арках.

В этот же период появляется полихромная орнаментальная роспись. Она покрывает вновь выстроенные крыльца, опорные столбы, наружные стены галерей и парапеты гульбищ. Фасады церквей сохраняют в это время роспись, имитирующую кирпичную кладку.

В 1683 г. весь собор по верхнему карнизу был опоясан изразцовой надписью. Большие желтые буквы на темно-голубом фоне поливы изразцов сообщали об истории создания храма и его поновлении во второй половине XVII в. Надпись была уничтожена спустя столетие во время очередного ремонта.

В 1680-е гг. перестроили звонницу . На месте открытого сооружения возвели двухъярусную колокольню с открытой верхней площадкой для звона.

В 1737 г. во время грандиозного пожара храм Василия Блаженного сильно пострадал, особенно его южная церковь.

Кардинальные изменения в его программе росписей произошли при ремонте в 1770-1780-е гг. На территорию собора и под его своды перенесли престолы деревянных церквей, снесенных для предотвращения пожаров с Красной площади. Тогда же престол Трех патриархов Константинопольских был переименован во имя Иоанна Милостивого, а церковь Киприана и Иустины стал носить имя святых Адриана и Наталии (первоначальные посвящения церквям были возвращены в 1920-е гг.).

Внутри церкви расписали масляным "сюжетным" письмом с изображением святых и сцен житийного содержания. Масляная роспись поновлялась в 1845-1848 гг. и в конце XIX века. Снаружи стены покрыли росписью, которая имитировала кладку из крупных валунов - "дикий камень". Были заложены арки подклета (нижний нежилой ярус), в западной части которого разместили жилье для причта (служителей храма). Колокольню объединили пристройкой со зданием собора. Верхнюю часть придела Василия Блаженного (церковь Феодосии Девы) перестроили в ризницу - хранилище церковных ценностей и святынь.

В 1812 г. был отдан приказ французским артиллеристам взорвать собор. Однако он был лишь разграблен войсками Наполеона, но сразу же после войны отремонтирован и освящен. Территория вокруг собора была благоустроена и обнесена ажурной чугунной решеткой, выполненной по проекту известного архитектора О. Бове.

В конце XIX века впервые встала задача возвращения собору первоначального облика. В специально созданную Комиссию по реставрации памятника вошли известные архитекторы, ученые и живописцы, которые определили основные направления исследования и восстановления Покровского собора. Однако отсутствие средств, Октябрьская революция и последующий за ней период разрухи в истории России не позволили осуществить задуманную программу.

В 1918 г. Покровский собор одним из первых был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 21 мая 1923 года он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 года в церкви Св. Василия Блаженного проводились богослужения.

В 1928 г. Покровский собор стал филиалом Государственного исторического музея и является им и поныне.

В 1920-е гг. на памятнике развернулись широкие научно-реставрационные работы, благодаря которым стало возможным восстановление первоначального облика собора и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI - XVII веков.

С этого момента по настоящее время были проведены четыре глобальные реставрации, включавшие архитектурные и живописные работы. Была восстановлена первоначальная роспись "под кирпич" XVI века снаружи, в церкви Покрова Богоматери и в церкви Александра Свирского.

В 1950-1960-е гг. проводились уникальные реставрационные работы: в интерьере центральной церкви открыли "храмозданную летопись", в которой древние зодчие указали точную дату завершения строительства собора - 12 июля 1561 года (день равноапостольных Петра и Павла); впервые железные покрытия куполов заменили на медные. Удачный выбор материала способствовал тому, что до сих пор покрытия куполов остаются невредимыми.

В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы , практически полностью состоящие из икон XVI - XVII веков, среди которых есть подлинные шедевры древнерусской школы иконописи ("Троица" XVI в.). Гордостью собрания являются иконы XVI- XVII вв. "Видение пономаря Тарасия", "Никола Великорецкий в житии", "Александр Невский в житии", а также иконы из первоначального иконостаса церкви Покрова Пресвятой Богородицы "Василий Великий" и "Иоанн Златоуст". В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII - XIX веков. Среди них два иконостаса были перенесены в 1770-е гг. из соборов Московского Кремля (алтарные преграды в церкви Входа Господня в Иерусалим и в центральной церкви).

В 1970-е гг. на внешней обходной галерее под поздними записями была обнаружена фреска XVII века. Найденная живопись послужила основой для воссоздания первоначальной орнаментальной росписи на фасадах собора.

1990-й год стал важной вехой в истории музея: Покровский собор был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. После длительного перерыва в церкви Покрова Пресвятой Богородицы возобновили богослужения. В следующем году собор был утвержден в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской православной церкви.

В 1997 г. в церкви Василия Блаженного, закрытой с конца 1920-х гг., завершилась реставрация интерьера, монументальной и станковой живописи. Церковь введена в экспозицию Покровского собора, и в ней возобновлены богослужения.

В Покровском соборе Русской православной церковью проводятся богослужения: в дни главных престолов (Покрова и святого Василия Блаженного) проходят патриаршие или владычные службы. У раки Святого Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист.

В 2001-2011 гг. полностью отреставрированы семь церквей собора, поновлены фасадные росписи, и частично темперная живопись внутренней галереи. В 2007 г. Покровский собор стал номинантом конкурса "Семь чудес России".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Собор Василия Блаженного – пожалуй, самый известный из русских храмов. Сказочные купола собора можно увидеть на сувенирной продукции, в знакомые очертания собора кажутся всем олицетворением России. Более четырехсот лет стоит Собор на Красной площади, но только самым любознательным он открывает свои тайны. Итак, приглашаю вас на небольшую виртуальную прогулку по Храму Василия Блаженного.

Собор Василия Блаженного

Большинство москвичей любят поговорить на тему, что Красная площадь им надоела, и что все приезжие тянут их сюда снова и снова. Ну а если задуматься: когда Вы в последний раз были в Храме Василия Блаженного? Некоторые скромно ответят: в школе. А другие промолчат, потому что не были там никогда. Путешествуя по дальним краям, мы часто упускает то, что находится рядом с нами. Я, например, за всю свою жизнь впервые побывала внутри великолепного Собора Василия Блаженного. Полуторачасовой экскурсии мне показалось крайне мало! Здесь можно ходить и два, и три часа, конечно, если знать на что обращать внимание. Здесь есть настоящие ребусы!

Собор настолько интересен и сложен, что здесь проводится несколько тематических экскурсий: инженерная экскурсия, историческая, реставрационная.
Почему стоит обязательно посетить Собор Василия Блаженного
Собор Василия Блаженного был построен в 16 веке по указу Ивана Грозного в честь взятия Казани. Зодчие (согласно летописи, архитекторами явились Постник и Барма) опередили свое время, используя оригинальные и новаторские строительные технологии.
Сама структура собора уникальна – здание состоит из 8 церквей, соединенных внутренней и внешней галереями. Тем, кто попадает сюда в первый раз, здание может показаться лабиринтом, но это не так. Структура храма очень логична и если посмотреть на план сверху, то он напоминает цветок.


Какое настоящее название собора Василия Блаженного

Официально собор Василия Блаженного называется Храм Покрова Пресвятой Богородицы что на Рву. Московский юродивый Василий Блаженный был похоронен недалеко от храма. Спустя 30 лет после строительства Собора над его мощами была возведена часовня, а непосредственно над его мощами – серебряная рака (которая впоследствии исчезла и была заменена новой). Москвичи почитали юродивого так, что даже в честь него стали называть и весь Собор. Кстати, долгое время Собор называли Троицким – по названию старой деревянной церкви, которая находилась здесь до того, как началось строительство каменного собора.


Внутри Собора Василия Блаженного

Как попасть в Собор Василия Блаженного

В настоящее время собор является филиалом Исторического музея, и попасть сюда можно шесть дней в неделю (кроме понедельника) согласно расписанию работы музея. Очень редко здесь проводятся богослужения, но где найти их график, я не нашла.
Стоимость стандартного входного билета в музей – 350 рублей. Если вы хотите присоединиться к экскурсии – будьте готовы доплатить еще 100 рублей. Обзорные экскурсии проводят согласно графику (подробнее здесь).
Также внутри Собора за дополнительную плату можно взять аудиогид. Многочисленные агентства организуют в Собор экскурсии, однако, на мой взгляд, это лишняя переплата денег, так как все экспонаты имеют подробное описание. Ну а если немного подготовиться и почитать в интернете, то ваш культурный поход удастся на славу.


Цены на вход

Впечатления от посещения Собора Василия Блаженного

Все посетители, для того чтобы попасть в Собор Василия Блаженного, проходят через металлическую рамку и подвергаются досмотру. Надо отметить, что помещение, откуда начинается осмотр, называет подклет (или подцерковье) ранее был недоступен для посетителей Собора. Прихожане поднимались по красивым наружным лестницам сразу на второй этаж. А подклет использовался для разных других нужд, в том числе для хранения ценностей. Какое-то время здесь даже хранилась царская казна. Со второго этажа в подклет вела тайная лестница, а которой знали лишь избранные, а сегодня каждый из нас имеет возможность по этой лестнице подняться наверх.

Сейчас в подклете расположилась интересная выставка старинных икон, фрагментов украшения куполов, голосник, изразцы. Но больший интерес вызывают толстенные стены (толщина стен в основании храма достигает 3 метров) и своды.


Потолочная роспись.


Подклет Собора Василия Блаженного

На первом этаже можно увидеть макет Собора. Если посмотреть внимательнее, можно заметить, что Собор на макете выглядит немного не так. Все дело в том, что он с начала его постройки подвергался значительным перестройкам. Так церковь Василия Блаженного появилась спустя 30 лет после постройки храма. Интересным также является и то, что купола храма вероятно имели совсем другую форму и были позолоченными. Цветными же они стали в 18 веке.


Макет Собора Василия Блаженного

Также в первом зале можно увидеть и некоторые странные вещи, например, бревно, торчащее из стены, которое было обнаружено во время одной из реставраций. Назначение его так и не разгадано. Чертежей того времени не сохранилось (да и не известно, были ли они). Возможно, зодчие строили здание по деревянному каркасу, и это бревно – часть этого каркаса.

Церковь Святого Василия Блаженного

Как гласит легенда, Василия Блаженного, почитаемого московского юродивового и чудотворца, похоронили под стеной Покровского собора. Василия Блаженный был канонизирован сыном Ивана Грозного, Федором Иоанновичем. Спустя 30 лет над мощами чудотворца было приказано воздвигнуть церковь (дата постройки 1588 год). Иконостас, который мы можем сегодня видеть, относится к 1895 году.


Церковь Василия Блаженного

Расписной потолок в церкви Василия Блаженного. Масляная роспись была выполнена в 1905 году.


Потолок в церкви Василия Блаженного

Рака над мощами Василия Блаженного. Помещения очень маленькие и темные, очень много людей - поэтому снимать крайне сложно.


Церковь Василия Блаженного

Экспозиция в Подклете

На первом этаже, точнее подклете, мы увидели прекрасные отреставрированные иконы. На самом деле это выносные иконы, с которыми совершался крестный ход вокруг храма.


Отреставрированные иконы

Мощность конструкций подклета поражает - из-за того, что храм находился на "Рву", требовался мощный фундамент. Так как Собор имеет приличный возраст, здесь неоднократно проводились реставрации и замена кирпичей. Темные кирпичи - старые старые.


Полоток в подклете

Кстати, в подклете можно увидеть фрагмент цветного купола церкви. Оказывается, купола выполнены из металла и покрыты краской. Как известно, металл подвергается коррозии, поэтому реставрация проводится примерно каждые 20 лет.


Фрагмент купола

Икона "Богоматерь Знамение" является репликой иконы, расположенной снаружи храма. Относится к 1780 году.


Икона Богоматерь Знамение

Церковь Покрова Богоматери

После осмотра подклета, мы поднялись по узкой секретной лесенке наверх. Наверху посетителей ждет самое интересное – 8 церквей, непохожих друг на друга, объединенных в единый собор. В центре находится Церковь Покрова Богоматери с потрясающим иконостасом. Признаться, честно, подобный иконостас я не видела никогда. Высота церкви - 47,5 метров. Долгое время она оставалась самым высоким строением в Москве.


Церковь Покрова Богоматери


Церковь Покрова Богоматери


Церковь Покрова Богоматери

В центральную церковь ведут три не похожих друг на друга портала, оформленные резьбой по кирпичу.

Церковь Киприана и Иустины

Позолоченный иконостас выполнен в стиле классицизма в 18 веке. Один из лучших образцов того времени резьбы по дереву. В церкви была проведена реставрация в 2007 году.


Церковь Киприана и Иустины


Церковь Киприана и Иустины

Церковь Варлаама Хутынского

Тябловый иконостас церкви был восстановлен в 1920-е годы, состоит он из икон 17-18 веков.


Церковь Варлаама Хутынского


Церковь Варлаама Хутынского


Церковь Варлаама Хутынского

Обязательно обратите внимание на икону «Видение пономаря Тарасия». Иконописец 16-го века с топографической точностью изобразил здесь Великий новгород.


Икона «Видение пономаря Тарасия»

Церковь Александра Свирского

В куполе церкви можно увидеть кирпичную спираль - символ вечности. Стены церкви расписаны под кирпичную кладку. Первоначальный облик интерьера церкви восстановлен во время реставрационных работ 1920-х и 1979-1980-х гг.


В церкви Александра Свирского

Внешняя галерея

Во время экскурсии группу выводят также на внешнюю галерею, откуда можно разглядеть фрагменты старинной кладки и росписи.


Внешняя галерея


Внешняя галерея

Росписи собора заслуживают отдельного разговора. Учитывая преклонный возраст собора, здесь можно найти как росписи 16 века, 17, 18 и начала 20 века. Знающие экскурсоводы легко вам покажут, как их отличать друг от друга, и где находятся самые старые фрагменты.
Кстати, в 16 веке для росписи соборов был популярен цветочно-растительный орнамент, который символизировал райский сад. Именно этот орнамент можно увидеть и здесь.

Кстати, освещают помещения старинные слюдяные фонари.


Гениальные инженерные решения

В одном из переходов можно увидеть гениальное решение для того времени - плоский потолок! Однако, плоским он кажется только издали. При тщательном изучении можно увидеть, что это также арочный полоток. В инженерные детали я вдаваться не буду, но оптическая иллюзия изумительная!


Плоский потолок

Еще немного резьбы по камню.


Покровский собор

Выход из собора осуществляется по красивой центральной лестнице.


Выход из Собора


Выход из Собора

Как Вы уже наверное поняли, посещение этого места в Москве никак нельзя упустить! Ну а если Вы уже были здесь в детстве - рекомендую вернуться, уверена, вы посмотрите на Собор совершенно иными глазами.

На том месте, где сейчас красуется собор Василия Блаженного, в XVI веке стояла каменная Троицкая церковь, «что на Рву». Мы знаем, что наши предки просто так имен не давали — здесь и впрямь имел место быть оборонительный ров, тянувшийся вдоль всей стены Кремля вдоль Красной площади (а вдоль этого рва — где проводились публичные казни — располагалось еще несколько церквей, которые имели в названиях приставку «на крови»). Засыпан этот ров был только в 1813 году, а на его месте сейчас расположен советский некрополь и Мавзолей. Знаете, друзья, мне пришла в голову мысль — «А, может быть, неспроста здесь образовались эти последние захоронения?» Ведь если заглянуть вглубь истории (аж в XVI век), то в 1552 году у каменной Троицкой церкви был погребен блаженный — «Христа ради юродивый» — Василий, скончавшийся 2 августа (по другим источникам он умер в 1551). Человек этот родился в 1469 году в селе Елохове. Легенда гласит, что с юности Василий был наделен даром ясновидения: он предсказал страшный пожар Москвы в 1547 году, уничтоживший почти всю столицу. Его чтил (и даже побаивался) царь Иван Грозный. После кончины Василия с большими почестями похоронили (вероятно, по распоряжению царя) на кладбище при Троицкой церкви, а вскоре здесь началось грандиозное строительство нового Покровского собора, куда позднее перенесли мощи Василия, на могиле которого стали совершаться чудесные исцеления.

Покров Василия Блаженного (из интернета)

Но история возведения собора не так однозначна. Из программы школьной истории мы помним, что тот исторический период славен тем, что это были годы большого Казанского похода. Ведь до тех пор все походы русских войск на Казань заканчивались неудачей. Потому Иван Грозный, лично возглавивший войско в 1552 году, дал обет в случае успешного окончания данной военной кампании, построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом. И пока шла эта война, в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную − на векá.

О строителе (или строителях) храма Василия Блаженного идет немало споров. Традиционно было принято считать, что Иван Грозный заказал постройку мастерам Барме и Постнику Яковлеву, но многие исследователи сейчас сходятся на мнении, что это был один человек — Иван Яковлевич Барма, по прозванию Постник. Также бытует легенда, будто после постройки Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они больше не смогли построить ничего подобного, но это не более чем легенда, так как в документах указано, что уже после возведения собора Покрова на Рву мастер Постник (по прозвищу Барма) строил Казанский кремль. Также опубликован ряд других документов, где упоминается мастер по имени Постник Барма, которому исследователи приписывают строительство не только храма Василия Блаженного и Казанского кремля, но также и Успенского собора и Никольского храма в Свияжске, Благовещенского собора в Московском Кремле и даже (по некоторым сомнительным источникам) церковь Иоанна Предтечи в Дьякове.

Возвращаясь к собору Василия Блаженного, мы теперь понимаем, почему он состоит из девяти церквей на одном фундаменте и почему все церкви разные по виду.

В 1561 году была освящена одна из самых известных церквей России - Покровский собор, или, как его называют иначе, храм Василия Блаженного. Портал «Культура.РФ» вспомнил интересные факты из истории его создания.

Храм-памятник

Покровский собор - это не просто церковь, а храм-памятник, возведенный в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Главная битва, в которой русские войска одержали победу, произошла в день Покрова Пресвятой Богородицы . И храм был освящен в честь этого христианского праздника. Собор состоит из отдельных церквей, каждая из которых также освящена в честь праздников, в которые происходили решающие бои за Казань, - Троицы, Входа Господня в Иерусалим и других.

Грандиозная стройка в рекордные сроки

Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Вокруг нее во время походов на Казань возводились храмы - они отмечали громкие победы русского войска. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне. Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы. Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем - это была своеобразная церковная паперть. Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана. Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет - с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы.

Храм в честь прорицателя

Хотя официальное название собора - собор Покрова на Рву, все знают его как храм Василия Блаженного. По преданию, известный московский чудотворец собирал деньги на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Юродивый Василий Блаженный ходил по московским улицам босым, почти без одежды практически весь год, проповедовал милосердие и помощь ближним. Ходили легенды и о его провидческом даре: говорят, он предсказал московский пожар 1547 года. Сын Ивана Грозного Федор Иоаннович распорядился построить церковь, посвященную Василию Блаженному. Она стала частью Покровского собора. Церковь была единственным храмом, который работал всегда - круглый год, и днем, и ночью. Позже по ее названию прихожане начали и собор называть собором Василия Блаженного.

Луи Бишбуа. Литография «Церковь Василия Блаженного»

Виталий Графов. Московский чудотворец Блаженный Василий. 2005

Царская сокровищница и аналой на Лобном месте

В соборе нет подвальных помещений. Вместо них построили общее основание - перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировался он через специальные узкие отверстия - продухи. Изначально помещение использовали как склад - там хранилась царская казна и ценности некоторых богатых московских семей. Позже узкий вход в подклет заложили - его нашли лишь во время реставрации 1930-х годов.

При своих колоссальных внешних размерах, внутри Покровский собор совсем невелик. Возможно, потому, что изначально он строился как мемориальный памятник. Зимой собор и вовсе был закрыт, так как не отапливался. Когда в храме начали проводить службы, особенно по большим церковным праздникам, внутри помещалось очень мало людей. Тогда аналой переносили на Лобное место, а собор будто служил громадным алтарем.

Русский зодчий или европейский мастер

До сих пор доподлинно неизвестно, кто построил храм Василия Блаженного. У исследователей есть несколько вариантов. Один из них - собор возвели древнерусские зодчие Постник Яковлев и Иван Барма. По другой версии, Яковлев и Барма были на самом деле одним человеком. Третий вариант гласит, что автором собора стал иностранный архитектор. Ведь композиция храма Василия Блаженного не имеет аналогий в древнерусском зодчестве, а вот в западноевропейском искусстве найти прототипы здания можно.

Кем бы ни был архитектор, существуют печальные легенды о его дальнейшей судьбе. Согласно им, когда Иван Грозный увидел храм, то был поражен его красотой и велел ослепить зодчего, чтобы тот никогда и нигде не повторил свою величественную постройку. Другая легенда гласит, что строителя-иностранца и вовсе казнили - по той же причине.

Иконостас с заворотом

Иконостас для собора Василия Блаженного создали в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом - он настолько велик для небольшого храма, что продолжается на боковых стенах. Его украшают старинные иконы - Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного, написанный в XVIII веке.

Также храм декорирован росписями - они созданы на стенах здания в разные годы. Здесь изображены Василий Блаженный, Богородица, главный купол украшен ликом Спаса Вседержителя.

Иконостас в соборе Василия Блаженного. 2016. Фотография: Vladimir d"Ar

«Лазарь, поставь на место!»

Собор несколько раз едва не разрушили. Во время Отечественной войны 1812 года здесь разместились французские конюшни, а после храм и вовсе собирались взорвать. Уже в советское время сподвижник Сталина Лазарь Каганович предлагал разобрать собор, чтобы на Красной площади стало больше места для парадов и демонстраций. Он даже создал макет площади, и здание храма с нее легко снималось. Но Сталин, увидев архитектурный образец, сказал: «Лазарь, поставь на место!»

12 июля 2016 г. исполняется 455 лет одному из самых знаменитых архитектурных памятников Москвы - собору Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, который мы знаем как собор Василия Блаженного.

В этом знаменитом соборе, с его мощными стенами и сводами, раньше делали тайники. В стенах подклета были устроены глубокие ниши, вход в которые закрывали металлические двери. Там стояли тяжелые кованые сундуки, в которых богатые горожане хранили свое ценное имущество - деньги, украшения, утварь и книги. Там же хранилась царская казна. Какие еще легенды и тайны сегодня хранит храм, который мы называем собор Василия Блаженного.

Откуда взялось название «храм Василия Блаженного»?

Несмотря на то, что собор был построен в 1554 году в честь побед Ивана Грозного над Золотой Ордой, он получил в народе имя Василия Блаженного, по названию придела, пристроенного к собору с северо-восточной стороны в 1588 году. Построен он был по указу сына Ивана Грозного - Федора Иоанновича над могилой блаженного Василия, который умер в 1557 году, и был захоронен у стен строящегося собора. Юродивый зимой и летом ходил нагим, в железных веригах, москвичи очень любили его за незлобивый нрав. В 1586 году при Федоре Иоанновиче прошла канонизация Василия Блаженного. С пристройкой церкви Василия Блаженного богослужения в соборе стали ежедневными. Ранее собор не отапливался, так как был, в большей степени, мемориальным, и службы в нем шли только в теплое время года. А придел Василия Блаженного был теплым и более просторным. С этих пор Покровский собор и знают больше как храм Василия Блаженного.

Правда ли, что Иван Грозный выколол глаза строителям храма?

Самый распространенный миф о соборе - это леденящая доверчивые души история о том, что царь Иван IV якобы приказал ослепить его строителей Постника и Барму, чтобы они уже никогда не смогли построить ничего другого, что могло бы превзойти и затмить только что возведенный архитектурный шедевр. Между тем, никаких реальных исторических свидетельств нет. Да, строителей храма действительно звали Постник и Барма. В 1896 году служивший в храме прото­иерей Иоанн Кузнецов обнаружил летопись, в которой говорилось, что «Благочестивый царь Иоанн пришед с победы казанския в царствующий град Москву… И дарова ему Бог двух мастеров русских по имени Постник и Барма и быша премудри и удобни таковому чудному делу…». Так впервые стали известны имена строителей собора. Но про ослепление в летописи нет ни слова. Более того, Иван Яковлевич Барма после завершения работ в Москве принимал участие в строительстве Благовещенского собора в Московском Кремле, Казанского кремля и других знаковых сооружений, о чем есть упоминания в летописях.

Правда ли, что собор изначально задумывался таким пестрым?

Нет, это ошибочное мнение. Нынешний вид Покровского собора сильно отличается от первоначального облика. У него были белые стены, строго раскрашенные под кирпич. Вся полихромная и растительная роспись собора появилась только в 1670-е годы. К этому времени собор уже претерпел существенные перестройки: были пристроены два больших крыльца - с северной и южной стороны. Также была перекрыта сводами внешняя галерея. Сегодня в убранстве Покровского собора можно увидеть фрески XVI века, темперную роспись XVII века, монументальную масляную живопись XVIII-XIX веков, редкие памятники русской иконописи.

Правда ли, что Наполеон хотел перевезти храм в Париж?

Во время войны 1812 года, когда Наполеон занял Москву, собор Покрова Богородицы настолько понравился императору, что он решил перенести его в Париж. Технологии того времени не позволяли это осуществить. Тогда французы сначала устроили в храме конюшни, а позже просто заложили в основание собора взрывчатку и зажгли фитиль. Собравшиеся москвичи молились о спасении храма, и произошло чудо - начался проливной дождь, который потушил фитиль.

Правда ли что Сталин спас Cобор от разрушения?

Храм чудом уцелел во время Октябрьского переворота - на его стенах долго оставались следы от попадания снарядов. В 1931 году к собору был перенесен бронзовый памятник Минину и Пожарскому - власти освобождали площадь от лишних строений для проведения парадов. Лазарь Каганович, который так преуспел в разрушении Казанского собора Кремля, Храма Христа Спасителя и ряда других храмов Москвы, предложил полностью снести и Покровский собор, чтобы дополнительно расчистить место для демонстраций и военных парадов. Легенда гласит, что Каганович приказал изготовить подробный макет Красной площади со снимающимся храмом и принес его Сталину. Пытаясь доказать вождю, что собор мешает машинам и проведению демонстраций он неожиданно для Сталина сорвал макет храма с площади. Удивленный Сталин якобы в тот момент произнес историческую фразу: «Лазарь, поставь на место!», так что вопрос о сносе собора был отложен. Согласно второй легенде, своим спасением собор Покрова Богородицы обязан известному реставратору П.Д. Барановскому, который посылал телеграммы Сталину с призывом не разрушать храм. Легенда гласит, что Барановский, который был приглашен по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимися членами ЦК на колени, умоляя сохранить культовое строение, и это неожиданно подействовало.

Правда ли что Собор служит сейчас только музеем?

Историко-архитектурный музей в соборе возник в 1923 году. Однако и тогда, в советское время, богослужения в соборе все равно продолжались. Шли они вплоть до 1929 года, и возобновились вновь в 1991 году. Сегодня собор находится в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской Православной Церкви. Богослужения проводятся в храме Василия Блаженного еженедельно по воскресеньям, а также в престольные праздники - 15 августа, в день памяти Василия Блаженного, и 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы.