Суфражистки в англии. Типичная суфражистка

30.01.2014 - 0:31

Сейчас это кажется странным, но совсем недавно женщины вполне официально считались людьми второго сорта. Знаменитые три К - "Kuche, Kinder, Kirche" (кухня, дети, церковь) - много столетий висели дамокловым мечом над женским полом, отрицая их возможности и желания. Естественно, что многие женщины не могли мириться с таким положением дел и боролись за свои права. Иногда эта борьба была кровавой...

Два крыла суфражизма

Во второй половине XIX века в Англии возникло новое движение - суфражизм. "Suffrage" в переводе с английского - право голоса, избирательное право. Именно этого добивались для себя женщины, ставшие суфражистками. Как это часто бывает, в новом движении тут же началась борьба между участниками, расколы, появление новых партий и фракций. Две из новообразовавшихся партий - "Национальный союз феминисток" и "Женская либеральная федерация" признавали только мирные переговоры и методы убеждения - издавали брошюры, подавали петиции, устраивали митинги. Большинство членов этих партий были женщины с учеными степенями, видные общественные деятельницы, например, Миллисента Гарретт Фаусетт - писательница и доктор права, написавшая несколько серьезных трудов по политэкономии.

А вот представители левого крыла, которое включало "Национальный женский социальный и политический союз" и "Женскую лигу свободы" использовали совершенно другие методы борьбы. В их манифесте было написано: "Методы, которыми пользуется "Национальный женский социальный и политический союз" отличаются от средств, которыми пользуются другие женские общества, добивающиеся политических прав. Наши методы боевые и неконституциональные. Они направлены исключительно против правительства, стоящего теперь у власти. Исходя из того, что правительство уступает только тогда, когда на него оказывают давление, союз прибегает к следующим средствам:

1. Борьба с кандидатами партий на выборах;
2. демонстрации в Вестминстерском дворце (парламент) и других местах
3. протесты на митингах, на которых выступают члены кабинета"

Укол зонтиком


В действительности борьба осуществлялась с помощью криков, звонков колокольчики и свистков, скандалов на избирательных митингах и подобными методами.

Еще одним из средств сражений были шумные травли недругов. Премьер-министр Герберт Генри лорд Оксфорд Аскит был самым главным врагом воинствующих суфражисток. Он подвергался постоянным преследованиям со стороны активисток. Они били стекла в его доме, стучали в дверь квартиры, наклеивали скандальные плакаты.

Самым излюбленным занятием суфражисток было устроить шумный парад или шествие. Так в истории остались парад амазонок и знаменитые похороны билля о женских правах. Толпа плачущих и кричащих женщин в траурных нарядах сопровождала тележку, в которой лежал "билль", закутанный в саван. Процессия продвигалась по главным улицам Лондона.

Иногда методы борьбы за свои права были чисто хулиганскими - разбивались витрины магазинов, устраивались нападения на полицейских с помощью подручных средств - сумочек, шляпок, зонтов. Суфражистки поджигали почтовые ящики, а для того, чтобы пострадавшие не вызывали полицию, перерезали телефонные провода.

Суфражистки разбили стеклянную крышу большой оранжереи, что привело к гибели редкой коллекции орхидей.

За подвигами суфражисток следили во всем мире, в том числе и в России. Самые передовые дамы были солидарны со своими сестрами из Англии, и тоже пытались применять некоторые из декларируемых ими принципов. В частности, моду среди суфражисток на мужские брюки. Правда, в России первопроходцам, посягнувшим на чисто мужскую деталь одежды, было тяжело. Как писали газеты в 1911 году: "17-го марта около 6 часов вечера, на Крещатике появились три дамы, облачённые в шаровары. Мигом вокруг них образовалась толпа. По адресу дам отпускались скользкие реплики, поднялся шум и крик. За считанные секунды толпа выросла до тысячи человек, окруживших несчастных женщин. С огромным усилием им удалось пробиться к одному из модных магазинов и укрыться в нём, но толпа не разошлась, а осталась стоять возле витрин, продолжая кричать".

Основательницей "Национального женского социального и политического союза" была Эммелин Панкхерст (1858-1928), умная женщина, получившая образование в Париже и всю свою жизнь посвятившая борьбе за женское равноправие. Эммелин была уверена, что все зло на земле: войны, социальное неравенство, пьянство, проституция, существуют исключительно в связи с тем, что власть находится в руках мужчин, а женщины лишь являются их послушными рабами.

Ее дочь Кристобаль, получившая юридическое образование, полностью разделяла убежденяе матери. Колоритной фигурой в Союзе была Флора Дрюмонд. На больших митингах она выступала в белом мундире с золотыми густыми эполетами и в форменной фуражке. Говорят, что раньше она была телеграфисткой, собиралась стать начальницей конторы, выдержала конкурс, но заслуженное место ей не досталось. Как раз тогда вышел указ, согласно которому утверждалось, что почтмейстершей должна быть женщина не ниже 5 фунтов 2 дюйма ростом (157,5 см), тогда как она всего была 5 фунтов и 1 дюйм (155 см), и этот один дюйм стал для нее роковым. Обида на несправедливость и убеждение, что этот закон был написан специально, чтобы женщины не занимали руководящие посты и привел ее в ряды суфражисток.

Камни в полицейских

Страсти накалялись, Союз, возглавляемый Панкхерст становится все более влиятельным и многочисленным. Многочисленные митинги, шествия, демонстрации продолжали будоражить страну. Некоторые особо активные суфражистки попадают в тюрьму, но там они устраивали демонстративные голодовки. По всей стране шел сбор средств для нужд движения, к которому присоединялось все больше людей.

Эта тактика принесла определенные плоды - в 1907 году в парламенте был образован комитет в защиту женского избирательного права, который затем ежегодно предлагал закон о предоставлении женщинам права голоса. И каждый год этот закон благополучно отклонялся.

Суфражистки вели работу с женщинами из всех слоев населения, организовывали все более многочисленные митинги и волнения, массовые голодовки...

В 1912 году женщины перешли к более агрессивной тактике: поджигали нежилые дома, срывали афиши, топтали газоны, швыряли камни в полицейских... Борьба становилась все более серьезной, суфражистки занимались вредительством на железных дорогах, пытались нанести вред зданиям...

С ножом на Венеру


В 1914 году произошел случай, о котором громким хором закричали газеты. Суфражистка Мария Ричардсон в национальной галерее сильно повредила картину Веласкеса "Венера с зеркалом и Амуром". Женщина была арестована. На суде она, как сообщали газеты, заявила, что уничтожила изображение прекрасной женщины мифологии в знак протеста против правительства, преследующего миссис Панкхерст - прекрасную по характеру женщину в современной истории. "Петербургская газета" писала: "За последние полгода М. Ричардсон шесть раз уже отбывала тюремное заключение за разные буйные выходки. Мария Ричардсон заявила, что она объявит в суде голодовку, а когда ее выпустят, она вновь придет в музей и изуродует еще несколько картин. Картина Веласкеса была ограждена стеклом. Но Ричардсон разбила топориком это стекло и затем начала рубить картину".

За этот поступок Ричардсон была приговорена к 6 месяцам тюрьмы, а музеи Лондона какое-то время были закрыты - власти опасались других актов вандализма со стороны суфражисток.

Между тем правительство решило, наконец, подсчитать убытки, которые принесли им суфражистки. "Санкт-Петербургские ведомости" писали: "Английские газеты по случаю нового разрушительного выступления суфражисток в Англии, жертвой которого сделалась знаменитая картина Веласкеза, производят подсчеты всего того материального вреда, который нанесли до сих пор суфражистки Англии своими разрушительными атаками. В статистические подсчеты входит только крупный материальный вред, причиненный стране этими поборницами женских прав, а именно, только число разрушенных зданий, дворцов, церквей, исторических памятников, произведений искусства, железнодорожных линий и т.п. В этот подсчет не вошли маленькие пожары и взрывы, битье стекол и тому подобные повреждения, к которым ежедневно прибегают суфражистки. Крупный материальный вред, нанесенный ими посредством разрушений зданий и исторических памятников, исчисляется в 500 миллионов рублей".

Между тем, началась Первая мировая война, и скандалы с суфражистками, да и они сами стали далеко не самым важным в обществе. Стоит добавить, что частичное избирательное право для женщин в Англии было предоставлено в 1918 году, а полное - в 1928 году.

  • 4106 просмотров

Они хотели только одного - добиться права голоса и возможности участия в политической жизни своей страны. Чтобы рухнули веками устоявшиеся порядки патриархата, им пришлось пойти на радикальные меры.

Это про них русский классик Лев Толстой сказал «бабы-дуры» в своём романе «Анна Каренина», это они лупили полицейских по причинным местам зонтами, приковывали себя к рельсам,
покушались на политиков и устраивали погромы лавок, магазинов, музеев и правительственных зданий. И всё это во имя реализации своего законного права - права голоса.

«Жаль, что не мальчик»

Легенда это или нет - однозначно сказать нельзя, но история возникновения движения суфражисток, движения в буквальном переводе за право голоса, ставшего предтечей феминизма, красивая. Маленькая девочка Эммелин Панкхёрст, будущий лидер волны суфражизма, сквозь сон услышала фразу, которую над ней, засыпающей в кроватке, сказал её отец: «Как жаль, что она не мальчик». И эта фраза изменила не только Эммелин, она изменила весь мир.

После Великой французской революции Олимпия де Гуж представила национальному собранию Франции «Декларацию прав женщины и гражданки», утверждавшую равноправие полов. За это Олимпия была отправлена на эшафот. Перед казнью она произнесла: «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент». И в справедливости этих слов сомневаться нельзя. Другая француженка Теруань де Мерикур, участвовавшая во взятии Бастилии и руководившая революционными отрядами женщин в Париже, тоже жестоко поплатилась за свою борьбу: раздетая донага идеологическими противницами, она была жестоко побита. Что ей пришлось вытерпеть и пережить - доподлинно неизвестно, но факт в том, что после произошедшего она лишилась рассудка и провела последующие 24 года своей жизни в психиатрической лечебнице.

«Курица - не птица, женщина - не человек»

Положение женщин в обществе не стало лучше, а лишь ухудшилось. Вслед за запрещением появляться в общественных местах и тем более на политических собраниях вышел указ императора Наполеона, согласно которому у женщины не осталось никаких гражданских прав. Практически повторилась история петровского указа: «Курица - не птица, женщина - не человек». Революция отгремела, но борьбу за свои права и свободы женщины оставлять не хотели. Лозунг «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» в принципе отражает цель движения: добиться свободного выбора профессий, равноправия в браке, права на получение образования и, конечно, избирательного права - «suffrage» по-французски.

Родиной суфражизма считаются две страны - США и Франция. Это страны, в которых была самая развитая судебная система, обеспечивающая защиту личности юридически. Равенство перед законом не отрицал никто, но почему тогда у женской части общества при равных обязанностях были неравные права? Никто не будет спорить, что женщины всегда имели сильное влияние на политическую жизнь страны, но теперь они хотели получить возможность делать это открыто, а не через светские салоны и спальни. Самое интересное, что девушки-суфражистки нашли поддержку у… мужчин, которые делали это ради своей выгоды - попасть в кабинеты парламента на волне движения, набирающего силу. В Британии у истоков создания организаций, выступающих за предоставление политических свобод женщинам, стояли мужчины (так называемый «мужской суфражизм»). Это выглядит абсурдным, но в исполкоме первой суфражистской организации в 60-70 годах ХIХ века количество мужчин колебалось от 30 до 50% , а бессменным членом исполкома долгое время числился Ричард Панкхёрст, муж Эммелин - той самой девочки, отцу которой было жаль, что она не родилась мальчиком.


Британские суфражистки на демонстрации, 1911 год

Благородная цель должна была достигаться благородными методами. Суфражистки выходили на мирные демонстрации, добивались диалога с властью в прессе, устраивали вечера, на которых декларировались идеи прогрессивных философов, однако всё это не имело абсолютно никакого влияния. Получалось так: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Суфражистки решили изменить стратегию и приправить рецепты получения свободы смесью радикализма и эпатажа: в руках суфражисток появились плакаты с лозунгами, отражающими суть требований, женщины пристёгивали себя к воротам и оградам, садились на трамвайные пути, расклеивали листовки. В 1910 году в Британии проводилась перепись населения, которую суфражистки бойкотировали, заявив, что если у женщин нет права голоса, то и пересчитывать их не нужно.

Женский радикализм

Движение суфражисток набирало обороты. Англиканская церковь, осуждавшая идеи женщин, борющихся за свои права, получила
«реверанс» в виде пылающих приходов. В ответ на осуждение со стороны монарших особ суфражистки разобрали мостовую, приковали себя цепями к воротам Букингемского дворца и устроили сплав по Темзе на лодках, выкрикивая в адрес правительства непристойные выражения.

«Я-то завтра протрезвею, а у вас ноги как были кривыми, так и останутся», - широко известная фраза Черчилля, которую он сказал суфражистке, назвавшей его «пьяным бездушным мужланом». Женщины его и так недолюбливали, а теперь политику была объявлена настоящая война с боевыми действиями: его пытались забрасывать камнями, кусками угля, а Тереза Гарнетт ударила Черчилля палкой со словами: «Грязная скотина! Английская женщина заслуживает уважения!» Премьер-министр даже завёл телохранителей, так как полиция доложила о намерении суфражисток похитить его ребёнка.

Иногда радикальный подход зашкаливал. Одна из суфражисток, Эмили Дэвисон, отличилась тем, что заложила бомбу в дом известного Дэвида Ллойд Джорджа, того самого, который поддерживал белое движение в России и подписал со стороны Британии Версальский мирный договор, положивший конец Первой мировой войне.

Дэвисон погибла трагически: она попала под копыта лошади на скачках, а через нескольких дней от полученных травм скончалась. Что она хотела сделать - неизвестно, по одной из версий, суфражистка пыталась прикрепить на хвост коня флаг женского движения.

Английская суфражистка, начало XX века

Первые полосы газет первой декады XX века посвящены выходкам суфражисток, которые постоянно провоцировали скандалы. Широко известны события «Хрустально ночи», когда безумство женщин достигло апогея. Событие вызывало огромный резонанс, об этом написали даже в газете «Россия»:

Сообщаем подробности необычайного выступления лондонских суфражисток за свои права, сопровождавшегося битьём стёкол в магазинах и частных квартирах. План, похоже, был тщательно обдуман, и набег был произведён поразительно внезапно, хотя полицию предупреждали, что на днях состоится демонстрация.

Женщины оказались вооруженными камнями, палками, молотками и бутылками, завернутыми в бумагу. Подлежавшие битью стёкла на Риджент-стрит, Оксфорд-стрит, Бонд-стрит, Пикадилли-стрит, Геймаркете, Кокспур-стрит и на Странде были строго распределены между отдельными женщинами. Нанесённый ими убыток определяется в 40 тысяч рублей. На Даунинг-стрит, где помещаются Министерство иностранных дел и резиденция первого министра, суфражистки прибыли на автомобиле с завешанными стёклами и остановились у резиденции лорда Асквита. Из экипажа выскочили три женщины и немедленно приступили к метанию камней в стёкла. Таковых было разбито четыре - по два с каждой стороны подъезда. Подоспевшие полицейские арестовали женщин, из которых одна оказалась хорошо известной в Лондоне госпожой Панкхёрст. Когда её проводили мимо министерства, она освободила руку и бросила камнем в одно из окон. Её товарки выбили два окна в ведомстве местного управления. Почти одновременно начали действовать дамы и на других улицах. Менее чем в четверть часа сотни окон были превращены в осколки. Внезапность нападения ошеломила владельцев магазинов, ресторанов, контор и иных мест. Там совершенно не подготовились к нападению».

То есть в России о движении суфражисток знали, но, вероятно, не поддерживали: страна знала периоды, когда на троне оказывались женщины, да и в то время все понимали, кто по-настоящему управляет страной: супруга Николая II - императрица Александра Фёдоровна. Символично, что и февральская революция 1917 года начнётся с выступлений в Петрограде женщин, вышедших против голода и войны и добившихся в итоге получения избирательного права.

Борьба с суфражистками

Власть больше не могла проявлять снисхождения к суфражисткам: их судят по всей строгости закона, вплоть от отправки на каторгу. Эммелин Панкхёрст вместе с дочерьми не раз оказывалась за решёткой, где они практиковали голодовку. «Заражённых» этим примером приходилось кормить насильственно, они называли это «пытка насильственного кормления». Также был разработан закон, известный как «Кошки-мышки»: суфражисток могли отпустить по состоянию здоровья.

Панкхёрст писала, что пронзительные крики женщин, которых насильно кормили в тюрьмах во время голодовок, приводили её в ужас

При всём при этом женщины-суфражистки желали оставаться женственными. Одеваться по последней моде, элегантно и утончённо, стало практически манифестом суфражисток. Эммелин Панкхёрст была разработана цветовая гамма для участниц движения: фиолетовый был символом преданности и достоинства, белый символизировал чистоту, а зелёный - надежду. Вещи, украшенные этим триколором, продавались в известных универмагах Selfridges и Liberty, одежду для суфражисток выпускали крупные дома моды. Так или иначе, это женское движение оставило свой глубокий след и в истории дизайна одежды и аксессуаров.

Движение суфражисток не прошло бесследно и бесславно. Методы, которыми достигались цели, можно осуждать, но, вероятно, такой радикальный подход был оправдан. Первыми в 1893 году избирательного права добились женщины Новой Зеландии, в 1902 году его получают жительницы Австралии. В Британии избирательным правом наделили состоятельных женщин старше 30 лет после Первой мировой войны, в 1928 году установилось полное равноправие.

Как бы грубо это ни звучало, но не так давно женщин считали второсортными людьми. У них не было права голоса, а в обществе их постоянно дискриминировали по отношению к мужчинам. К счастью, не всех дам устраивал такой расклад, и они смело начали бороться за свои права. Таким образом, во второй половине XIX века в Англии возникло новое движение – суфражизм (от англ. suffrage – избирательное право).

С чего всё началось

Основательница одной из партий суфражистского движения Эммелин Панкхерст и её дочь Кристабель были всем известны как протестантки, которые организовывали поджоги, били окна и резали картины. Но мало кто знал об их элегантной и утончённой манере одеваться. Однажды сестра Кристабель, Сильвия Панкхерст, сказала: «Многие суфражистки готовы тратить на одежду намного больше денег, чем могут себе позволить, только чтобы их не считали озлобленными женщинами, готовыми причинить ущерб».

Такие темы, как мода, феминизм и политика всегда вызывали жаркие споры, и суфражистки это чудесно понимали. Они не заняли позицию противостояния путём отрицания. Суфражистки стремились к изменениям, но при этом не сопротивлялись современной моде и всем идеалам женственности: они ещё больше стремились соответствовать этим показателям. Их преследовал навязанный стереотип «уверенной в себе женщины» в мужской одежде, толстых очках и мультяшных галошах, но вместо всего этого они решили презентовать себя в стильном женственном образе.

Стремление к красоте

Суфражистки стремились к тому, чтобы их образ всегда «радовал глаз». Особенно если речь шла о парадах или демонстрациях, когда привлекались средства массовой информации. В 1908 году в одной из суфражистских газет было написано следующее: «Суфражистка сегодняшнего дня элегантна и педантична в своём великолепном наряде». Спустя пять лет все женщины были призваны надевать свою лучшую одежду.

Уклонение от критики гардероба суфражисток дало хорошие результаты. Количество членов их движения росло. Более того, в то время было очень модно поддерживать борьбу суфражисток за право голоса. Все женщины, которые были солидарны с представительницами нового движения, могли просто надеть украшение из полудрагоценных камней или с эмалью финифть. В 1908 году Эммелин Панкхерст, соредактор газеты Votes for Women, разработала цветовую гамму для представительниц суфражизма. Она состояла из трёх цветов: фиолетового, который обозначал преданность и достоинство, белого, символизировавшего чистоту, и зелёного, обозначавшего надежду. Носить на себе это знамя было для суфражисток долгом и честью. В продаже известных универмагов Selfridges и Liberty можно было увидеть символичный триколор, который красовался на шляпах, ремнях, бантах и брошках. Кроме того, в наличии также была украшенная знаменем одежда, нижнее белье, сумки, обувь и даже туалетное мыло.

Сильвия Панкхёрст, дочь Эммелины, училась в Королевском художественном колледже и разработала огромное количество визуальных образов – фирменных знаков. Наиболее известной её работой была маркировка Женского социального и политического союза (WSPU). Скорее всего, именно Сильвия выбирала для своей сестры Кристабель платье, в котором её увековечила художница Этель Райт. Кристабель Панкхерст была активисткой и настоящим борцом за женские права. Пять раз власти лишали её свободы. На холсте девушка изображена в зелёном сатиновом платье, которое элегантно свисает до самого пола. Наряд был украшен изысканной вышивкой, а на груди была перевязана лента с уже знаменитым в то время трёхцветным символом суфражисток. Этот портрет стал напоминанием о том, что чёрно-белый канон образа суфражисток не может передать всей сути. Сейчас историческая картина Этель Райт находится в Национальной картинной галерее Лондона.

Президентом «Мужской лиги в поддержку избирательных прав женщин» был избран консерватор лорд Литтон , чья сестра была активисткой ЖСПС, регулярно попадавшей в тюрьму за участие в экстремистских акциях.

Спецификой национального состава Лиги было наличие в ней большого количества евреев, среди которых наиболее видную роль играли Израэль Зангвилл и выходец из России Яков Прилукер , женатый на английской еврейке. Сионист Зангвилл был создателем Еврейского территориального отделения Лиги, вице-президентом Сассекского отделения, в 1913 г. - вице-президентом всей организации. Прилукер долгое время издавал газету «Anglo-Russian», в которой последовательно раскачивал патриархальные отношения в России.

Секретарем организации был член «Независимой рабочей партии », представляющий интересы разветвленного богатого еврейского рода Хью Франклин , чья жена состояла в ЖСПС. Огромное количество их еврейских тетушек и кузин также участвовали в различных суфражистских организациях. Казначеем Союза был Генри Харберн , «фабианец, итонец, богатый и слегка чрезмерный ». Организации симпатизировал ведущий теоретик лейборизма и фабианского социализма Джордж Коул .

Большинство членов Лиги мечтали попасть в Парламент, рассчитывая через создание серии политических кризисов войти в новое Правительство. При этом участие мужчин в акциях суфражисток так же воспринимались как компрометирующие.

ЛОНДОН, 4-ХII. Ллойд-Джордж и Грей выступали вечером в собрании либерального женского союза в пользу предоставления женщинам избирательных прав. Когда министры покидали собрание, мужчина - сторонник предоставления женщинам избирательных прав - бросил в Ллойд-Джорджа жестянкой, которая попала министру в лицо, разрезала ему губу и ранила левый глаз столь серьезно, что Ллойд-Джордж почти лишился глаза. Подозреваемый виновник покушения вечером арестован.
05 декабря 1911 года

СУФРАЖИСТКИ И АСКВИТ Поборницы женского равноправия в Англии продолжают свое.
Минувшая пятница была, неприятным днем для премьера Асквита. Когда он с г-жей Асквит присутствовал на приеме по случаю дня рождения короля, устроенном в управлении индийскими делами, к нему подошла элегантно одетая дама, в сопровождении молодого человека и с силой встряхнув протянутую министром руку, сказала ему довольно спокойно:

— Мистер Асквит, так как вы не соглашаетесь на получение женщинами права голоса, вам не удастся беспрепятственно устраивать приемы!
Своя слова она подкрепила, ударив государственного мужа веером по лицу. Не довольствуясь этим она схватила за эполеты его мундира и изо всех сил принялась трясти Асквита. Жена премьера и несколько чиновников бросились к нему на помощь; с большим трудом удалось оторвать ее от министра и увести из залы.
В эту минуту к Асквиту подбежал спутник дамы и в свою очередь, схватив его за эполету, крикнул в лицо:
— Правительство должно в ближайшую сессию представить законопроект о праве голоса для женщин!
В следующее мгновение он полетел за окно. Стоявший рядом с Асквитом член парламента
Джон Уорд , обладающий силой атлета, без церемоний схватил его за шиворот и отправил на мостовую.
Злоключения министра не кончились. Когда он садился в автомобиль, к нему бросилась суфражистка, болтавшая перед тем с Ллойд-Джорджем, сторонником женского равноправия, но Асквит дал вовремя отпор и хлопнул суфражистку по голове своей парадной шляпой. Экспансивная дама опешила и дала себя увести, шляпа была окончательно испорчена.
06 июня 1912 года

Поэтому важной сферой деятельности Лиги стал «парламентский лоббизм » и «предоставление ораторов на собрания других организаций ».

В 1912 г. члены Лиги выступали на 400 собраниях, некоторые более 60 раз. Одним из наиболее активных ораторов был известный хирург Чарльз Манселл-Мулинн , муж суфражетки Эдит Манселл-Мулинн . В 1913 г. он оперировал 32-летнюю Эмили Уайлдинг Дэвисон , которая на скачках в Эпсоме бросилась под лошадь, получила тяжелые травмы и через 4 дня умерла. В кармане ее пальто обнаружился лилово-зелено-белый флаг движения суфражисток, которые таким образом обрели свою первую мученицу. Впрочем, ее действия причинили больше вреда, поскольку многие тогда задались вопросом: «Если так ведет себя высокообразованная и воспитанная женщина, то что же позволит себе менее культурная? Разве можно давать им право голоса? ».

Экстремистское движение не могла не породить сопротивление -

АНТИ-СУФРАЖИСТЫ И КОНТР-ПРОПАГАНДА

СУФРАЖИСТКИ ТЕРРОРИЗИРУЮТ МИНИСТРОВ .Правительство и суд Англии сажают суфражисток в тюрьмы, но это не исправляет их, и суфражистки продолжают свои дикие выходки.
На днях, одна суфражистка бросилась на министра Ллойд-Джорджа в театре и изломала шляпу министра. Затем полицией была арестована в здании министерства внутренних дел суфражистка с баклагой бензина. По-видимому, «передовая» женщина хотела поджечь рабочий кабинет министра.
Две суфражистки были задержаны в кустах возле дачи министра колоний Харкура . При них нашли несколько бутылок спирта, бензина, керосина и мешок стружек. Одна из этих суфражисток-поджигательниц оказалась дочерью сэра И. Крогга .
Кроме того, полицией обнаружен целый заговор суфражисток, решившихся действовать огнем против министров. Они хотят облить премьер-министра Асквита бензином и зажечь несчастного.
Во время пребывания короля и королевы Англии в соборе Ландаф была полицией обнаружена попытка суфражисток поджечь соборную стену. Общественное мнение в Англии страшно возмущено подобными преступными действиями суфражисток и требует сажать их не в тюрьмы, а в дома сумасшедших.

СУФРАЖИСТОК БЬЮТ ЖЕНЩИНЫ. После того как террористически настроенные суфражистки бросили топор в Асквита, ударили всеми уважаемого министра Ллойд-Джорджа, чуть не сожгли заживо тысячу присутствовавших на политическом митинге, общество стало обнаруживать по отношении к ним резкое раздражение.
Когда Асквит садился в Честере в поезд, две суфражистки, с палками в руках, пытались пробраться к нему. Но присутствовавшие здесь леди схватили их и так упражнялись кулаками на их спинах, что подоспевшая полиция с трудом отбила воинствующих поборниц женских избирательных прав.

ЛОНДОН. Общественное мнение Англии очень раздражено новыми выходками суфражисток: вчера вечером они попортили тысячи писем в почтовых ящиках. Публика требует немедленных строжайших мер, многие даже требуют применения к ним телесного наказания, так как все другие меры тщетны. У одной суфражистки была даже найдена бомба.

Помимо судебного преследования, общество начало их высмеивать.

Семейный раздор - муж и жена выясняют, кому носить брюки.

«Прочь, (миссис) Сатана!

Она: Ты слишком строг, Джеймс. Суффражистки ведь тоже Божьи крикуньи (слово creature (создание) рифмуется со screecher (крикун, любитель поорать))

Бравая девица: Позвольте проводить вас домой, сэр.
Скромный юноша: Спасибо, мисс, но я вас не побеспокою. Маменька обещала прислать за мной карету.

Произвол. «Осталось еще полчаса до закрытия выборов, а они не разрешают мне изменить мой бюллетень!»

Что вам больше нравится - семейный очаг или угол на улице? 19-го октября голосуйте против женской эмансипации.

5-е ноября
«-Пойдешь посмотреть на наш костер?
- Конечно. Чей дом будешь жечь?»

Искушение

Суфражистки штурмуют Палату Общин

«Помощь нашим трудящимся сестрам»

Цветочница: Пусть бы эти суфражистки убирались по добру-по здорову. Они мне всю торговлю испортили!»

Какие они на самом деле - Как они видят себя - Как их воспринимает полиция и владельцы магазинов

Но в раскрутку коллективного психоза начали вкладывать деньги, поскольку за движением стояли идеологи и бенефициары. Поэтому «просто высмеивание» суфражисток - против хорошо оплачиваемых технологий «гражданского неповиновения» (привет Дж. Шарпу ) ни чему не привело. При этом движение все же «поймало волну настроений» - в целом общество уже было неудовлетворенно сложившемся положением дел, но начало искать выход не в исправлении искаженных традиций , а в их тотальном разрушении, пойдя против морали, человеческого естества и Бога. Отсюда и «вирус безумства». Но -

ЗАВОДИЛЫ НЕ БЫЛИ ТАК БЕЗУМНЫ, КАК КАЗАЛИСЬ

Вполне возможно, что насилие суфражисток приняло бы еще больший размах, но этому помешала Первая мировая война. Которая показала, чтобританские суфражисты, чьи вдохновители был нацелены на получение власти через системное разрушение традиций, на самом деле не так безумны, как казались по выходкам. Они просто строили «Новый Мировой Порядок». По своим правилам.

Так с началом Первой мировой войны Эммелин и Кристабель Панкхёрст направили свою энергию на поддержку британского правительства в борьбе с «немецким угрозой». Они не только выступили с требованием о прекращении воинствующего суфражистского движения, но и всячески поощряли юношей идти на фронт, Панкхерст добилась для женщин права работать на военных заводах. Миллионы англичанок стали к станкам и производили боеприпасы. Нужно отметить, что этим английские суфражистки отличались от безумной «либеральной интеллигенции» в России, зачастую желающей разрушения страны. Впрочем. Здесь речь идет и о «еврейском факторе» и о тех, кто им управлял.

В Англии в 1918-м году актом парламента было предоставлено право голоса всем женщинам старше 30 лет. Движение суфражизма потеряло актуальность, поэтому Э.Панкхёрст реорганизовала ЖСПС в Женскую партию (Women’s Party). Умерла экстремистка в 1928-м, в 1930 году в Лондоне возле Башни Виктории ей был поставлен памятник. В 1936 её старшую дочь Кристобель Панкхёрст наградили орденом Британской империи.

Это была оценка заслуг - поскольку они положили достаточно кирпичей в здание «Нового мирового порядка».

Между тем, мы должны особо отметить , что в отличии от России, где еврейские террористы в буквальном смысле резали, стреляли и взрывали полицейских, чиновников, министров и царя, движение суфражистов далее ударов веерами, закидывания углем, поджога почтовых ящиков не пошло. Все акции с потенциальным поджогом министерств или покушением на официальных лиц были раскрыты до их совершения. Ни один человек не был убит, а на королевскую семью никто даже не покушался.
С тем учетом, что с началом войны движение резко переключилось на поддержку короны, невольно возникает вопрос о контроле этого движения из единого центра. Более того, все акции, в которых дамы то закатывали истерики, то маршировали под единообразными плакатами, напоминают операцию «выпуска революционного пара» из общества - ради сохранения существующей системы власти. Точно так, как для выпуска пара из молодежной революции 1960-х была разработана «операция Битлз»...

Как бы то ни было, мы без труда можем обозначить бенефициров и идеологов движения суфражисток и пост-суфражисток.

СТРОИТЕЛЬСТВО «НОВОГО МИРОВОГО ПОРЯДКА»

Одной из причин возникновения суфражисток в Англии, стало то, что количество женщин превышало количество мужчин, погибавших в колониальных войнах. И этот ресурс решили использовать:
- во-первых, либералы и евреи, которые тогда были аутсайдерами политики и общества;
- во-вторых, промышленники, которым требовались рабочие руки;
- в-третьих, архитекторы «Нового мирового порядка» из банкирской иудо-масонерии, желающей разрушить традиционную христианскую патриархальную семью («с далеко идущими планами»).

Эту идею продолжают использовать до сих пор. После Второй мировой евреи-неофредисты из «Франкфуртской школы» внушали : «Хорошо известно (?), что подверженность фашистским идеям наиболее характерна для представителей среднего класса, что она коренится в культуре». При этом выводы следующие - «консервативная христианская культура, как и патриархальная семья, порождают фашизм(!)» - и в потенциальные расисты и фашисты записывают всех, у кого отец «упертый патриот и приверженец старомодной религии ». Поэтому, дабы «избежать фашизма», Франкфуртская школа предлагает ввести матриархат, выдвигая при этом и «андрогинную теорию», по которой положение мужчины и женщины в семье основывается на принципе взаимозаменяемости, при этом «женщины умнее мужчин», «дети умнее родителей» и т.д.. Собственно, неофрейдисты фактически повторяли концепцию троцкизма, а сам Лейба Давидович , в свою очередь, озвучивал масонские разработки. Все эти «добрые советы» реализуются до сих пор.

А до Первой Мировой, помимо разрушения традиционного уклада, под прикрытием «клубов мужского суфражизма» английская разведка/архитектура «нового мирового порядка» (сегодня их называют «гуманитарными технологиями») активно проникали в Галицию, Богемию, Венгрию. Так сионист Зангвилл радовался, что он «с радостью обнаружил, что суфражистские ряды пополнились не кем иным, как бывшим президентом Теодором Рузвельтом , и что женские избирательные права теперь включены в предвыборную программу кандидата в президенты. Никто не может обвинить Рузвельта в немужественности, поэтому и членом Мужской лиги за избирательные права женщин больше нельзя называть обабившимися. Великий американский лось с нами и рычит: “Право голоса для женщин!” ».

К началу XX в. сеть связанных с Англией женских организации появилась в Латинской Америке, Японии, Индии, Индонезии, затем в Турции, Иране. В 1888 по инициативе американских феминисток возникла первая международная женская организация - «Международный совет женщин». В 1904 была основана международная организация суфражисток - «Международный альянс за избирательные права женщин» (с 1946 - «Международный альянс женщин - сторонниц равных прав и обязанностей»). Отметим, что вместе с традициями и христианской моралью «новая элита» фактически активно смещала «старую элиту». На проводимом международном конгрессе суфражистов с удовлетворением заявлялось, что «Мы наблюдаем конец эры патриархата ».

А вот в России «мужской суфражизм» не прижился, но женское избирательное право введено в Финляндии, входившей тогда в состав Российской империи в 1906 году. На остальной территории России женщины получили это право весной 1917 года, после Февральской революции - раньше, чем в большинстве других стран мира.

После Февральской революции в России союзники по Антанте опасались, что наша страна заключит сепаратный мир с Германией. Чтобы этого избежать, Вудро Вильсон направил 15 мая 1917 г. во главе с сенатором Элиа Рутом дипломатическую миссию в Россию. Суфражистки выступили показательно:


«ПОСЛАМ РОССИИ . Президент Вильсон и посланник Рут обманывают Россию. Они говорят: "Мы - демократия. Помогите нам выиграть войну, чтобы демократические государства могли выжить". Мы, женщины Америки, говорим вам, что Америка не демократия. Двадцати миллионам американских женщин отказано в праве голосовать. Президент Вильсон - основной противник предоставления им избирательных прав. Помогите нам сделать эту страну действительно свободной. Скажите нашему правительству, что оно должно освободить своих людей прежде, чем оно будет требовать помощи от России».

Демонстрация суфражисток адресованная американскому президенту (1913-1921) Вудро Вильсону, не только подписавшему закон о создании ФСР, но и находившемуся под плотной опекой «банкирской мафии» - «полковника» Менделя Хауса и Бернарда Баруха сотоварищи. В результате американские женщины, в тех штатах, где ранее не имели права голосовать, получили его в 1920 году. А Бернард Барух вплоть до своей смерти оставался советником 7(!) президентов Соединенных Штатов .

Акция суфражисток в Бостоне (США). Плакат призывает не к избирательному праву для женщин, а к равной оплате труда с мужчинами («Equal pay for equal work» - равная оплата за равный труд)

Британские женщины старше 30 лет были допущены к выборам в 1918 году

Между тем, «либерализующие движения» и другие антихристианские силы никогда не были способны к созиданию или соблюдения баланса в обществе. Более того, они стремились к разрушению. Поэтому после прихода «иудо-большевиков» в ноябре 1917 года, помимо избирательного права, на государственном уровне стала, активно насаждаться политика разрушения морали и семьи.

окончание в следующем посту...

Чтобы вы подумали, увидев на улицах вашего города демонстрацию из… 30000 женщин, несущих плакаты с надписью: «Прово голосовать женщинам» и громко распевающих «Боевой гимн республики» - «Глори, глори, аллилуя!» По крайней мере, вы бы очень удивились. Но удивлялись этому также и мужчины на улицах американских и английских городов, где как раз подобное и происходило ровно 117 лет тому назад.

Суфражистки пикетируют Белый дом.

Тогда в борьбе женщин за свое равенство с мужчинами в политической и экономической областях пошло все: митинги и пикеты, раздача листовок и приковывание себя цепями к дверям мужских туалетов, а когда всего этого оказалось недостаточно, в ход пошли и совсем уже радикальные средств: молотки, спрятанные в элегантные женские муфты, кружевные зонтики и вязальные спицы и хлысты. Все средства, считали британские и американские женщины, хороши в борьбе с властью мужчин. Женщины разбирали мостовые и закидывали полицейских булыжниками, бросали их в витрины магазинов и в политических деятелей, а затем в ход пошла даже взрывчатка!


Движение суфражисток подвергалось осмеянию в прессе. На суфражисток рисовали множество карикатур. Например, на этой вверху надпись: «И это та любовь, которая заставит мир перевернуться?»

Именно тогда, в начале ХХ века очень решительного вида дамы в шляпках с цветами и лайковых, а также в замшевых и грубых шерстяных перчатках (суфражистки из среднего класса отнюдь не чурались простых работниц, лишь бы они разделяли их идеи!) устраивали уличные скандалы и, презрев все нормы воспитания и христианской морали, отчаянно хулиганили с целью привлечь к себе внимание, лупили полисменов зонтиками, а те в ответ не стеснялись лупить самых настоящих леди своими деревянными дубинками. Они, оказавшись в тюрьмах по обвинению в нарушении общественной благопристойности и порядка, устраивали голодовки и все это ради гражданских свобод, которых женщины того времени были лишены. Трудно дать однозначную оценку их радикальной деятельности. Но бесспорно то, что результата движение суфражисток все же достигло и, хотя сегодняшняя молодежь даже слова такого не знает, в память о тех годах остался наш любимый весенний праздник, у истоков которого ведь как раз и стояли неутомимые и одержимые своими идеями суфражистки.


Вот так голодающих суфражисток пытались кормить в тюрьме насильственным образом.

А началось, кстати говоря, все с того, что Эммелин Панкхерст (1858–1928) никак не могла позабыть слова своего отца, как-то сказанные им над ее кроватью: «Как жаль, что она не мальчик!» Бедный отец Эммелин тогда даже и не подозревал, что его дочь в этот момент задумается над тем, что если по Библии все люди равны, то почему же тогда «мальчики лучше девочек» и им позволительно все то, чего девочки лишены. Таким образом всего одной своей фразой он изменил не только всю жизнь своей дочери, но жизнь женщин Америки и Европы, не больше и не меньше!

Впрочем, обратившись к тем же романам Джейн Остин, мы можем увидеть, что виноваты в развитии женской эмансипации были… сами мужчины! Откроем роман «Гордость и предубеждение» и прочитаем, что мужчины требовали от юных леди, чтобы те были развиты духовно, а для этого умели музицировать, говорили по-французски и по-немецки, были начитаны, словом, «развивали свой ум». Но, начав с этого, женщинам не захотелось останавливаться, вот и выходит, что, требуя развитости от своих подруг, мужчины уже в начале 19 века сами же пилили тот сук, на котором сидели.


«Салун для эмансипированных женщин»

Ну, а получив начальное образование, женщины стали требовать и равных с мужчинами прав. Причем, кроме предоставления избирательного права, суфражистки также добивались права на собственность, получения высшего образования, права на развод и равную с мужчинами заработную плату. Уже в первом манифесте суфражисток, называвшимся «Декларация чувств», провозглашалось: «Все мужчины и женщины созданы равными». Все, в общем-то, по Библии не так ли? И вначале борьба женщин за гражданские свободы имела благопристойный характер. Но ни письма в газеты и депутатам парламента и конгресса, ни агитация на улицах, дебаты и выступления Гайд Парке никто из мужчин, а также лидеров правительства внимание не обращал. И тогда женщины поняли, что только силой можно добиться чего-то от такого «животного, как мужчина» и перешли к активной борьбе.


Винтажная почтовая открытка против движения суфражисток, содержащая намек на имевшее в то время бурное обсуждения «потерянного звена» между обезьяной и человеком, долженствующая вызвать негодование мужчин.

Многие эмансипированные женщины к этому времени уже имели хорошее образование. Ум их был развит чтением, поэтому их акции отличались большой изобретательностью и ярко выраженным эпатажем. Суфражистки ночами перекапывали поля для гольфа - исключительно мужской игры, резали ножами картины (в частности, их очень раздражала картина Веласкеса «Венера перед зеркалом» и ей подобные, которые, по их мнению, оскорбляли женское достоинство, и угрожали физической расправой членам правительства, ну, конечно, регулярно устраивали массовые беспорядки.)

Среди политиков-мужчин, особо ненавидимых суфражистками, на первом месте находился Уинстон Черчилль, к которому они питали особую неприязнь. Причина этого заключалась в том, что, когда одна из суфражисток публично обозвала его пьяным мужланом, Черчилль сказал: «Я-то завтра протрезвею, а у вас ноги как были кривыми, так и останутся». Естественно, что такой ответ все дамы-суфражистки посчитали для себя оскорблением и решили за него с ним рассчитаться. В адрес Черчилля последовали угрозы, в него швыряли камни, пытались бить его палками и даже хлыстом. Хлыст в итоге у покушавшейся на Черчилля женщины отобрали, а он не придумал ничего лучше, как подарить своей жене в качестве победного трофея.


Эмили Дэвинсон. На груди – награда движения.

Очень скоро среди суфражисток появились свои героини и мученицы. Самой известной среди которых стала Эмили Дэвисон. О ней говорили, как об отъявленной радикалистке, поскольку она подложила бомбу в дом Дэвида Ллойд Джорджа. Бомба взорвалась и серьезно повредила новое здание, но, к счастью, при этом никто не погиб. Даже соратницы по движению не одобряли столь «решительных» мер. Девять раз она арестовывалась за свои действия, объявляла голодовки в тюрьме и подвергалась насильственному кормлению. Протестуя против него, она бросилась вниз с десятиметровой лестницы и получила тяжелые травмы. Погибла Эмили Дэвисон во время английского Дерби на скачках в Эпсоме в 1913 году, когда выбежала на стадион навстречу жеребцу по кличке Энмер, принадлежавшему королю Георгу V. Считается, что она хотела не больше не меньше, как прикрепить флаг суфражисток к хвосту Энмера, но попала под копыта и через четыре дня скончалась в больнице от полученных травм. На панихиде в Лондоне 14 июня, принявшей массовый характер, многие несли плакаты с надписями: «Дайте мне свободу или позвольте умереть» и еще более радикальные «Свобода или смерть». На могильной плите ее была высечена памятная фраза «Дела, а не слова». Так движение суфражисток обрело свою мученицу, именем которой многие женщины клялись, вступая на тернистый путь борьбы за гендерное равноправие.


Мученичество Эмили Дэвинсон. Уникальное фото из Эпсома.

Впрочем, не только такими вот ужасными акциями суфражистки привлекали участие к проблеме эмансипации. Они очень умело привлекали внимание общественности очень зрелищными и по-настоящему красочными шествиями. Женщины шли по улицам в нарядных белых платьях с цепями из цветов, держа в руках флаги суфражистского движения. При этом они либо пели «Гимн республики», либо шли с леденящим душу плачем-завыванием под гром барабанов и вой духовых инструментов. Парады были массовыми и тщательно организованными. Естественно, что поглазеть на все это собирались толпы зевак.

Впрочем, не чурались суфражистки и столь же хорошо организованных действий насильственного характера, самым известным из которых в Лондоне стала так называемая «Хрустальная ночь». Тогда женщины, проносившие в муфтах камни и молотки, принялись бить витрины магазинов и окна в домах, а когда против них были брошены наряды полиции, то молотками досталось и полицейским! За особые достижения в деле движения у суфражисток были разработаны и учреждены специальные награды.


Еще одна открытка против суфражисток. Физиономии явно непривлекательные и даже больше…

Впрочем, и подавлялось движение суфражисток весьма жестоким образом. Женщин избивали дубинками, массово сажали в тюрьмы, и даже ссылали на каторгу.

Но… дело венчает итог. Жертвы, принесенные женщинами Англии и США, оказались в итоге не напрасны, и они своего добились. Более того… теперь уже мало кого удивляет, что когда в Канаде мужчинам разрешили в жару выше 35 градусов ездить в метро с обнаженным торсом, соответствующего разрешения тут же потребовали и женщины. «Не обязательно, что мы воспользуемся этим правом, - заявила одна из лидеров канадского движения за гендерное равенство, - но мы за то, чтобы иметь это право!»


«Женщины голосуют, а мужчины купают детей».

П.С. Теме женской эмансипации и происходящим в обществе переменам сегодня посвящен целый ряд замечательно снятых телесериалов, среди которых следует назвать «Дамское счастье» по роману Эмиля Золя (1996 г.) и «Аббатство Даунтон» (2010 г.). Ну и, конечно, как не вспомнить легендарные «Большие гонки» (1965 г.)