Великие мореплаватели и их открытия. Великие мореплаватели и их открытия Из посыльных суда - в великие мореплаватели


В Ледовитом Океане есть на мало морей, среди них есть и такие, как Баренцево море, Берингово море, море Лаптевых, море Бофорта, море Линкольна, море Баффина, которые носят названия по имени известных людей. Давайте вспомним людей, в честь которых были названы моря в Северном Ледовитом океане и их окрестностях, а также разобраться, чем еще они были знамениты.



Виллем Баренц

Голландский мореплаватель и исследователь.


Его именем названы Баренцево море, один из островов и город на открытом им архипелаге Шпицберген, а также Баренцевы острова у западного побережья Новой Земли.

Три раза (1594, 1595, 1596—1597 гг.) Баренц отправлялся в путешествие в поисках Северо-Восточного прохода из Европы в Азию. Во время первых двух экспедиций достиг архипелага Новая Земля.

Корабль Баренца, вскоре раздавленный льдами, в 1596 году.

В ходе третьей обнаружил Шпицберген и обогнул северную оконечность Новой Земли; корабль при этом оказался затёрт во льдах. После арктической зимовки команда отплыла на материк, погрузившись в две шлюпки.В пути, 20 июня 1597 года, Виллем Баренц умер от цинги.

За время своих путешествий Баренц совершил столь значительные географические открытия и составил такие точные карты, что поныне остается одним из крупнейших исследователей Арктики. Метеорологические данные, собранные им, до сих пор учитываются при изучении и прогнозировании арктического климата.



Витус Беринг

Именем Беринга названы остров, Берингов пролив (пролив между Северным Ледовитым и Тихим океанами) и Берингово море (на севере Тихого океана), а также Командорские острова. В археологии северо-восточную часть Сибири, Чукотку и Аляску (которые, как сейчас считается, соединялись ранее полоской суши) часто называют общим термином Берингия.

Именем Витуса Беринга названы пролив и море, а также Командорские острова
Выходец из Дании. Родился 12 августа 1681 г. в городе Хорсенс в семье таможенника. Вместе с двоюродным братом Свеном и товарищем Сивере ходил в Ост-Индию на голландском корабле.

Пётр I включил Беринга в число командиров, которым предстояло вести первые корабли под русским флагом вокруг Европы из портов Азовского моря на Балтику, а затем утвердил его командиром крупнейшего тогда в России боевого судна — 90-пушечного линкора «Лесной».

В 1725 г. по поручению императора Беринг возглавил 1-ю Камчатскую экспедицию, направленную в Тихий океан в поисках сухопутного перешейка между Азией и Америкой. Экспедиция прошла по суше через Сибирь до Охотска. В Нижнекамчатске было построено судно «Святой Гавриил», на котором Беринг обошёл берега Камчатки и Чукотки, открыл остров Святого Лаврентия и пролив (ныне Берингов пролив).

В 1730 г. Беринг возвратился в Петербург, где ему было присвоено звание капитан-командора. В 1733 г. ему поручили руководство 2-й Камчатской, или Великой Северной, экспедицией, цель которой заключалась в описании северного и восточного побережья Азии и в ознакомлении с побережьем Северной Америки и Японии. Выехав из Петербурга в 1733 г., Беринг достиг Охотска в 1737 г. и только в 1741 г. на построенных там кораблях «Святой Пётр» и «Святой Павел» отправился в море. Во время бури корабли разошлись. Беринг достиг Аляски, обследовал и нанёс на карту её берега, несколько Алеутских островов, ряд Курильских. На обратном пути ему встретилась группа неизвестных островов (ныне Командорские острова). На одном из них (ныне остров Беринга) команда судна зазимовала. Здесь многие, в том числе сам Беринг, умерли от цинги.

Из 38 лет, которые Беринг прожил в России, 16 лет он возглавлял Камчатские экспедиции. Помимо пролива и островов имя Беринга носят море, мыс на побережье Охотского моря и др.



Дмитрий и Харитон Лаптевы

Учитывая суровые природные условия моря Лаптевых, нетрудно предположить, что процесс изучения его акватории путешественниками не был простым и безопасным. Кроме того, нужно учесть, что работы начались еще в XVIII веке — во времена, когда развитие многих наук, в т. ч. и мореплавания, находилось на этапе становления и уровень географических знаний тоже был не очень высок.

Братья Харитон и Дмитрий, в честь кого названо море Лаптевых, начали службу на флоте в 1718 году, куда они были зачислены еще в юном возрасте гардемаринами. К 1721 году молодые люди уже произведены в мичманы. Судьба распорядилась так, что на какое-то время жизненные пути братьев разошлись. Но Дмитрий и Харитон были всегда верны морю, русскому флоту, отдавая службе лучшие годы своей жизни.

С 1738 года братья снова начинают служить одному общему делу. По рекомендации двоюродного брата Лаптев Харитон Прокофьевич был назначен капитаном судна «Якутск» вместо погибшего в экспедиции Прончищева. Летом 1739 года началась экспедиция, которая своей целью имела не только обследование морских северных просторов, но и опись прибрежных территорий. Поэтому в её составе числились отряды, следовавшие и по суше. Имея грамотно разработанный план действий, отважную преданную команду на земле и на море, Дмитрий Яковлевич Лаптев к 1741 году на судне «Иркутск» смог преодолеть расстояние от устья Лены до Колымы. Тщательно обработав полученную информацию, он осенью 1742 года вернулся в Петербург.

Харитон Прокофьевич должен был исследовать побережье и море к западу от устья Лены. Огромные трудности и лишения пришлось испытать отрядам, которыми руководил Лаптев. Исследователь и его спутники не остановились даже тогда, когда они лишились судна, которое было уничтожено льдами. Экспедиция была продолжена пешком. Результатом ее стало описание территорий от устья реки Лены до полуострова Таймыр.

Жизнь таких людей, как братья Харитон Прокофьевич и Дмитрий Яковлевич, в честь кого названо море Лаптевых, по праву можно называть подвигом. Поразительное упорство, целеустремленность и любовь к России помогла этим людям преодолеть, казалось бы, непреодолимое.

Сэр Фрэнсис Бофорт.



Сэр Фрэнсис Бофорт

В честь Бофорта названо море в Северном Ледовитом океане у берегов Канады и Аляски, а также остров в Антарктике. Также Бофорт разработал в 1805 году двенадцатибалльную шкалу для оценки скорости ветра по его действию на наземные предметы и по волнению моря. В 1838 году шкала Бофорта была принята на британском флоте, а потом моряками всего мира. С 1829 по 1855 руководил гидрографической службой Великобритании. В 1831 г. стал одним из инициаторов создания будущего Королевского объединённого института оборонных исследований.

Адольфус Вашингтон Гриль



Море Линкольна

Море было названо полярным исследователем Адольфусом Вашингтоном Грили, во время его экспедиции 1881—1884 годов. Имя Линкольна связано не с 16-м президентом США Авраамом Линкольном, а с его сыном, военным министром США Робертом Тоддом Линкольном.

Роберт Тодд Линкольн.



Адольф Вашингтон Гриль был американским ученым и путешественником, а также полярным исследователем. С 1868 года находился на службе правительственного сигнального бюро. В 1881 году стоял во главе экспедиции в Гренландии, посланной правительством США для устройства одной из 13 околополюсных станций для метеорологических наблюдений согласно плану, выработанному на Гамбургском международном конгрессе 1879 года. На обратном пути в 1883 году часть его команды погибла от голода, один был застрелен по приказу Грили. Полумёртвые выжившие вместе с самим Грили были спасены военным кораблём, высланным на поиски экспедиции. Грили — автор многих трудов по метеорологии и изотермических карт.

Портрет Уильяма Баффина работы Хендрика ван дер Борхта.



Уильям Баффин

Английский мореплаватель, обнаруживший в 1616 году море, носящее его имя, и остров Баффинова Земля.

О его молодости ничего не известно, кроме того, что он, вероятно, рождён в Лондоне. Впервые он упоминается в 1612 году в связи с экспедицией по поиску Северо-Западного пути в Индию, в качестве первого помощника капитана Джеймса Холла. Капитан был убит в бою с аборигенами на западном берегу Гренландии. Следующие два года Баффин занимался китобойным промыслом.

В 1615 году ему была поручена повторная экспедиция по поиску Северо-Западного пути в Индию. На корабле «Дискавери» Баффин исследовал Гудзонов пролив. Точность астрономических наблюдений Баффина в этом путешествии была подтверждена сэром Эдуардом Пари на два столетия позже, в 1821 году.

После экспедиции 1615 года, когда он побывал в Гудзоновом заливе, он уверился, что Северо-западный проход может пролегать только через пролив Дейвиса (между названной по имени мореплавателя Баффиновой Землей и Гренландией). Этим проливом он проследовал во время своей пятой экспедиции (1616) и вследствие благоприятного состояния льдов ему удалось проникнуть в названный его именем Баффинов залив вплоть до пролива Смита. Определение долготы в море при свете луны, как считают многие, было первым в своем роде экспериментом. Баффин точно закартографировал все берега «своего» залива, но открытия экспедиции в Англии сочли фантастикой и позже сняли с карт. Такая несправедливость продолжалась до 1818 года, когда Джон Росс вновь открыл Баффинов залив.

В англо-персидском нападении на Кешм 23 января 1622 года Баффин был убит.

Биллем Баренц (ок.1550 г. - 1597 г.) - голландский мореплаватель, руководивший тремя экспедициями по Северному Ледовитому океану в поисках северо-восточного прохода из Атлантического океана в Тихий. Открыл о-ва Медвежий и Шпицберген, изучил побережье Новой Земли. Его имя носит море между Скандинавией, Новой Землей, Шпицбергеном и Землей Франца Иосифа, а также остров у восточного побережья Шпицбергена.

Известный голландский мореплаватель и исследователь северных полярных районов Биллем Баренц родился на острове Тер-Шиллинг, расположенном к северу от Голландии, около 1550 г. Кем были родители, а также где учился будущий мореплаватель, неизвестно, как неизвестно и то, когда он попал в Амстердам, гражданином которого числился к началу первой экспедиции на Север.

Первые попытки достичь Северного полюса были связаны с устойчивым заблуждением: очень долго сохранялась уверенность в том, что в районе Северного полюса существует свободное ото льда морское пространство, через которое можно проложить путь в Тихий океан и на восток Азии - в Китай и Индию. Поиск этого пути был главным стимулом первых устремлений к полюсу.Прослышав о плаваниях англичан, искавших северо-восточный проход из Атлантического океана в Тихий, голландцы быстро сообразили, какие выгоды может принести это открытие, и начали собственные поиски. В одной из первых экспедиций в качестве капитана принимал участие Биллем Баренц.

Парламент Голландии выделил для экспедиции два корабля под началом Брандта Тетгалеса и Корнелиуса Ная. Чуть позже город Амстердам предоставил корабль «Меркурий» и шхуну, командование которыми было поручено Баренцу.

6 июня 1594 г. флотилия, имевшая целью «проникнуть в северные моря, открыть царства Катайя и Хина, лежащие к северу от Норвегии и Московии и по соседству с Татарией», вышла из Текселя (Голландия). Через 18 дней корабли достигли острова Кильдин, расположенного вблизи Кольского залива. Близ устья Колы флотилия разделилась: два корабли ушли на восток, а корабль Баренца и шхуна направились на северо-восток, вдоль западного побережья Новой Земли.

По дороге они часто встречали следы пребывания русских поморов. В конце июля Баренц добрался до северной оконечности Новой Земли - Ледяного мыса (совр. мыс Карлсона), а 31 июля открыл Оранские острова. Здесь команда стала требовать возвращения, и Баренц, хотя и стремился идти дальше, вынужден был направить суда к острову Вайгач, чтобы встретиться с остальными кораблями, которые, как выяснилось, дошли через Югорский Шар и пролив между Вайгачем и материком до Карского моря.

Основываясь на собственных наблюдениях и рассказах поморов, голландцы решили, что почти дошли до мифического мыса Табин - «крайней оконечности Татарии, откуда поворачивают, чтобы достичь царства Китайского». С радостной вестью, подозревая, что между побережьем Карского моря и крайней восточной точкой материка лежат тысячи километров, моряки поспешили на родину.

В Голландии их сообщения были приняты с восторгом. В 1595 г., обнадеженные результатами путешествия, нидерландские Генеральные штаты снарядили вторую экспедицию. На этот раз голландцы были так уверены, что корабли доберутся до Китая, что, кроме открытия прохода, путешественники должны были наладить «сбыт некоторых изделий и товаров», которые были специально прихвачены для этой цели. Флотилию увеличили до семи кораблей. Ее главным штурманом был назначен Баренц.

18 июня суда вышли из Амстердама и к осени оказались в виду острова Вайгач. Здесь вошли в Карское море, но дальше не смогли продвинуться из-за скопления льдов и сильного встречного ветра. Большую роль сыграло и нежелание адмирала флотилии, Корнелиуса Ная, подвергать себя опасностям и лишениям. Несмотря на обещания русских поморов, что ледовая обстановка должна скоро улучшиться, Най собрал офицеров и предложил подписать документ такого содержания: «Мы, нижеподписавшиеся, объявляем перед Богом и перед миром, что мы сделали все, что от нас зависело, чтобы проникнуть через Северное море в Китай и Японию, как нам приказано в наших инструкциях. Наконец мы увидели, что Богу не угодно, чтобы мы продолжали наш путь, и что надобно отказаться от предприятия. Посему мы решились как можно скорее возвратиться в Голландию». Все подписали документ. Отказался только Баренц. Он предложил идти дальше и, в случае необходимости, остаться на зимовку. Но его не стали слушать. Экспедиция вернулась назад, не выполнив ни одной из поставленных задач.

После этого Генеральные штаты отказались от дальнейших попыток проводить исследования в северных широтах.

Однако правительство объявило премию за обнаружение прохода, и амстердамский сенат снарядил два корабля. На одном из них, где капитаном был назначен Якоб Гемскерк, в свою последнюю экспедицию всего лишь ее штурманом шел Биллем Баренц. Видимо, сказалось то, что Корнелиус Най всячески стремился очернить его, помня о щекотливой ситуации, в которую тот его поставил. Най характеризовал Баренца как безрассудного капитана, готового подвергнуть команду необоснованному риску. Однако моряки лучше знали мореплавателя и доверяли ему. Команды кораблей были собраны из добровольцев, не испугавшихся тягот опасного плавания.

Новая экспедиция началась 10 мая. Путешественники надеялись, что это время наиболее благоприятно для плавания. Было решено изменить не только время, но и курс. Предполагалось идти западнее, чем раньше. Благодаря этому удалось открыть остров Медвежий, названный так потому, что на нем убили белого медведя.

Сегодня трудно себе представить, но в XVI веке европейцы еще только открывали для себя далекие земли и страны, отправляясь в неведомые края через огромные просторы морей и океанов. На карте мира тогда существовало много белых пятен, и великие мореплаватели стремились снять темную завесу, скрывавшую от их взоров земной шар. Страсть к новым открытиям звала вперед, навстречу опасностям, леденящим ветрам и свирепствующим штормам.

Голландия со второй половины XVI века заняла видное место в истории важнейших географических открытий. С именем Виллема Баренца, уроженца Северной Голландии, связаны крупнейшие по своему значению путешествия. Он родился в 1550 году на острове Терсхеллинг в семье рыбака. В детские и юношеские годы много времени проводил в море, помогая отцу.

Окончив в Амстердаме навигационно-картографическую школу, вместе со своим учителем Питером Планциусом совершил морское путешествие в район Средиземного моря, после которого они вдвоем составили атлас этого региона, а Баренц получил диплом штурмана. Дальше следы его биографии теряются вплоть до девяностых годов.

В 1594 году Баренца назначили капитаном корабля «Меркурий», одного из трех судов экспедиции, целью которой было открыть путь к Китаю. В то время Португалия и Испания полностью контролировали морской путь вдоль берегов Индии, не пропуская других держав, монополизировав торговлю с Китаем, Индией и другими странами этого региона. Поэтому решено было искать дорогу через северные моря. Известный фламандский математик и картограф Герард Меркатор считал, что попасть в Китай проходом через северо-восток намного удобнее и легче. Петер Планциус поддерживал это мнение. В XVI веке еще существовало заблуждение, что район Северного полюса не весь покрыт льдом и имеется свободное пространство, искать которое и отправился Баренц со своей экспедицией.

Корабли отправились от острова Тессел 6 июня, по пути выбрав разные маршруты. Баренц, следуя своим курсом, достиг через месяц берегов Новой земли. Вдоль ее западного берега «Меркурий» дошел до мыса Нассау, где голландцы встретили огромные массы плавучего льда, через которые почти месяц пытались прорваться, меняя направление. Добравшись, наконец, у северной окраины Новой Земли до Оранских островов, которые голландцы назвали так в честь принца Оранского, правившего их страной, Баренц вынужден был повернуть назад, так как команда была совершенно измучена. Два других корабля в Карском море были задержаны льдами и вернулись.

В Голландии результатами экспедиции были воодушевлены, это морское путешествие считалось очень удачным. Появились надежды, что до Китайского царства действительно можно добраться, и находится оно не так далеко, как предполагалось.

Вторая экспедиция, предпринятая в 1595 году, была неудачной — Югорский пролив был перекрыт льдами, и кораблям пришлось вернуться. Но попытки найти северный путь в Азию не прекратились, и уже в следующем 1596 году новая экспедиция отправилась из Амстердама. Следуя новым курсом, мореплаватели открыли неизвестный остров, где впервые увидели хозяина северной земли — белого медведя. Европейцы были так потрясены, что назвали остров в его честь.

Продолжая двигаться на север, 17 мая Баренц привел свой корабль к скалистым берегам и сначала решил, что это Гренландия, но, убедившись в своей ошибке, обозначил в судовом журнале новое название — Шпицберген, в переводе означает «Остроконечные горы».

Следуя своей цели, Баренц не только добрался до Новой Земли, но и, обогнув ее северную оконечность, спустился вдоль восточного берега в Карское море. Однако ледяные глыбы мешали дальнейшему продвижению, и в небольшой бухте пришлось бросить якорь. Корабль со всех сторон сжимали льды и, в конце концов, пробившись под него, вытолкнули на поверхность, как щепку. 30 августа мореплавателям пришлось покинуть корабль и разбить на берегу лагерь. Здесь они пережили долгую полярную зиму, претерпевая голод, защищаясь от страшных морозов, ветров и диких зверей. И только 13 июня море очистилось ото льда, и голландцы смогли вырваться из ледяного плена, отправившись в обратный путь. Но Баренц к тому времени уже сильно болел, и через неделю, так и не исполнив своей заветной мечты — попасть в царство Китая и Хины, великий путешественник умер. Его товарищам с большим трудом удалось добраться до материка.

Виллем Баренц — это слава Голландии, богатой смелыми и искусными мореходами. Открытия знаменитого голландского путешественника внесли неоценимый вклад в расширение географических представлений о мире. В честь него было названо Баренцево море. Задолго до Баренца северные моря и земли исследовали русские поморы. Но только благодаря голландцу эти районы были нанесены на карту мира.

Великие мореплаватели того времени ценой величайших усилий, жертв и самоотверженности совершали исследования огромного пространства земного шара, которое становилось все более понятным и доступным.

Сегодня мы решили вспомнить людей, в честь которых были названы моря в Северном Ледовитом океане и их окрестностях, а также разобраться, чем еще они были знамениты.

Виллем Баренц

Голландский мореплаватель и исследователь.


Его именем названы Баренцево море, один из островов и город на открытом им архипелаге Шпицберген, а также Баренцевы острова у западного побережья Новой Земли.

Именем Виллема Баренца названо Баренцево море


Три раза (1594, 1595, 1596—1597 гг.) Баренц отправлялся в путешествие в поисках Северо-Восточного прохода из Европы в Азию. Во время первых двух экспедиций достиг архипелага Новая Земля. В ходе третьей обнаружил Шпицберген и обогнул северную оконечность Новой Земли; корабль при этом оказался затёрт во льдах. После арктической зимовки команда отплыла на материк, погрузившись в две шлюпки.


Корабль Баренца, вскоре раздавленный льдами, в 1596 году


За время своих путешествий Баренц совершил столь значительные географические открытия и составил такие точные карты, что поныне остается одним из крупнейших исследователей Арктики. Метеорологические данные, собранные им, до сих пор учитываются при изучении и прогнозировании арктического климата.

Витус Беринг

Именем Беринга названы остров, Берингов пролив ( пролив между Северным Ледовитым и Тихим океанами ) и Берингово море (на севере Тихого океана ), а также Командорские острова. В археологии северо-восточную часть Сибири, Чукотку и Аляску (которые, как сейчас считается, соединялись ранее полоской суши) часто называют общим термином Берингия.

Почтовая марка выпущенная Почтой СССР в 1981 году в честь 300-летия со дня рождения Витуса Беринга.

Именем Витуса Беринга названы пролив и море, а также Командорские острова

Выходец из Дании. Родился 12 августа 1681 г. в городе Хорсенс в семье таможенника. Вместе с двоюродным братом Свеном и товарищем Сивере ходил в Ост-Индию на голландском корабле.

Пётр I включил Беринга в число командиров, которым предстояло вести первые корабли под русским флагом вокруг Европы из портов Азовского моря на Балтику, а затем утвердил его командиром крупнейшего тогда в России боевого судна — 90-пушечного линкора «Лесной».

В 1725 г. по поручению императора Беринг возглавил 1-ю Камчатскую экспедицию, направленную в Тихий океан в поисках сухопутного перешейка между Азией и Америкой. Экспедиция прошла по суше через Сибирь до Охотска. В Нижнекамчатске было построено судно «Святой Гавриил», на котором Беринг обошёл берега Камчатки и Чукотки, открыл остров Святого Лаврентия и пролив (ныне Берингов пролив ).

В 1730 г. Беринг возвратился в Петербург, где ему было присвоено звание капитан-командора. В 1733 г. ему поручили руководство 2-й Камчатской, или Великой Северной, экспедицией, цель которой заключалась в описании северного и восточного побережья Азии и в ознакомлении с побережьем Северной Америки и Японии. Выехав из Петербурга в 1733 г., Беринг достиг Охотска в 1737 г. и только в 1741 г. на построенных там кораблях «Святой Пётр» и «Святой Павел» отправился в море. Во время бури корабли разошлись. Беринг достиг Аляски, обследовал и нанёс на карту её берега, несколько Алеутских островов, ряд Курильских. На обратном пути ему встретилась группа неизвестных островов (ныне Командорские острова ). На одном из них (ныне остров Беринга) команда судна зазимовала. Здесь многие, в том числе сам Беринг, умерли от цинги.


Из 38 лет, которые Беринг прожил в России, 16 лет он возглавлял Камчатские экспедиции. Помимо пролива и островов имя Беринга носят море, мыс на побережье Охотского моря и др.

Дмитрий и Харитон Лаптевы

Учитывая суровые природные условия моря Лаптевых, нетрудно предположить, что процесс изучения его акватории путешественниками не был простым и безопасным. Кроме того, нужно учесть, что работы начались еще в XVIII веке — во времена, когда развитие многих наук, в т. ч. и мореплавания, находилось на этапе становления и уровень географических знаний тоже был не очень высок.


Братья Харитон и Дмитрий, в честь кого названо море Лаптевых, начали службу на флоте в 1718 году, куда они были зачислены еще в юном возрасте гардемаринами. К 1721 году молодые люди уже произведены в мичманы. Судьба распорядилась так, что на какое-то время жизненные пути братьев разошлись. Но Дмитрий и Харитон были всегда верны морю, русскому флоту, отдавая службе лучшие годы своей жизни.

Море Лаптевых было названо в честь братьев Харитона и Дмитрия Лаптевых


С 1738 года братья снова начинают служить одному общему делу. По рекомендации двоюродного брата Лаптев Харитон Прокофьевич был назначен капитаном судна «Якутск» вместо погибшего в экспедиции Прончищева. Летом 1739 года началась экспедиция, которая своей целью имела не только обследование морских северных просторов, но и опись прибрежных территорий. Поэтому в её составе числились отряды, следовавшие и по суше. Имея грамотно разработанный план действий, отважную преданную команду на земле и на море, Дмитрий Яковлевич Лаптев к 1741 году на судне «Иркутск» смог преодолеть расстояние от устья Лены до Колымы. Тщательно обработав полученную информацию, он осенью 1742 года вернулся в Петербург.

Харитон Прокофьевич должен был исследовать побережье и море к западу от устья Лены. Огромные трудности и лишения пришлось испытать отрядам, которыми руководил Лаптев. Исследователь и его спутники не остановились даже тогда, когда они лишились судна, которое было уничтожено льдами. Экспедиция была продолжена пешком. Результатом ее стало описание территорий от устья реки Лены до полуострова Таймыр.

Жизнь таких людей, как братья Харитон Прокофьевич и Дмитрий Яковлевич, в честь кого названо море Лаптевых, по праву можно называть подвигом. Поразительное упорство, целеустремленность и любовь к России помогла этим людям преодолеть, казалось бы, непреодолимое.

Сэр Фрэнсис Бофорт

В честь Бофорта названо море в Северном Ледовитом океане у берегов Канады и Аляски, а также остров в Антарктике.


Также Бофорт разработал в 1805 году двенадцатибалльную шкалу для оценки скорости ветра по его действию на наземные предметы и по волнению моря. В 1838 году шкала Бофорта была принята на британском флоте, а потом моряками всего мира.

Сэр Френсис Бофорт был избран членом Ирландской королевской академии


С 1829 по 1855 руководил гидрографической службой Великобритании. В 1831 г. стал одним из инициаторов создания будущего Королевского объединённого института оборонных исследований.

Море Линкольна

Море было названо полярным исследователем Адольфусом Вашингтоном Грили, во время его экспедиции 1881—1884 годов. Имя Линкольна связано не с 16-м президентом США Авраамом Линкольном, а с его сыном, военным министром США Робертом Тоддом Линкольном.


Роберт Тодд Линкольн (слева) и Адольфусом Вашингтоном Гриль (справа)

Море Линкольна было названо сына Авраама Линкольна


Адольф Вашингтон Гриль был американским ученым и путешественником, а также полярным исследователем. С 1868 года находился на службе правительственного сигнального бюро. В 1881 году стоял во главе экспедиции в Гренландии, посланной правительством США для устройства одной из 13 околополюсных станций для метеорологических наблюдений согласно плану, выработанному на Гамбургском международном конгрессе 1879 года. На обратном пути в 1883 году часть его команды погибла от голода, один был застрелен по приказу Грили. Полумёртвые выжившие вместе с самим Грили были спасены военным кораблём, высланным на поиски экспедиции. Грили — автор многих трудов по метеорологии и изотермических карт.

Уильям Баффин

Английский мореплаватель, обнаруживший в 1616 году море, носящее его имя, и остров Баффинова Земля.


Портрет Уильяма Баффина работы Хендрика ван дер Борхта

О его молодости ничего не известно, кроме того, что он, вероятно, рождён в Лондоне. Впервые он упоминается в 1612 году в связи с экспедицией по поиску Северо-Западного пути в Индию, в качестве первого помощника капитана Джеймса Холла. Капитан был убит в бою с аборигенами на западном берегу Гренландии. Следующие два года Баффин занимался китобойным промыслом.

В 1615 году ему была поручена повторная экспедиция по поиску Северо-Западного пути в Индию. На корабле «Дискавери» Баффин исследовал Гудзонов пролив. Точность астрономических наблюдений Баффина в этом путешествии была подтверждена сэром Эдуардом Пари на два столетия позже, в 1821 году.


После экспедиции 1615 года, когда он побывал в Гудзоновом заливе, он уверился, что Северо-западный проход может пролегать только через пролив Дейвиса (между названной по имени мореплавателя Баффиновой Землей и Гренландией). Этим проливом он проследовал во время своей пятой экспедиции (1616) и вследствие благоприятного состояния льдов ему удалось проникнуть в названный его именем Баффинов залив вплоть до пролива Смита. Определение долготы в море при свете луны, как считают многие, было первым в своем роде экспериментом. Баффин точно закартографировал все берега «своего» залива, но открытия экспедиции в Англии сочли фантастикой и позже сняли с карт. Такая несправедливость продолжалась до 1818 года, когда Джон Росс вновь открыл Баффинов залив.