Личный самолет тинькова. Джеты мэна

Антон Вержбицкий

Если объединить частные самолеты российских миллиардеров в одну компанию, то получится крупный перевозчик, второй по числу бортов после «Аэрофлота» с парком более 250 воздушных судов. Всего же россиянам принадлежит до 500 бизнес-джетов, и большинство из них зарегистрировано за границей. Принятые 6 апреля 2018 года Минфином США санкции против российских бизнесменов испортили жизнь миллиардерам и запустили волну распродаж.

5. Airbus A320


Год выпуска: 2008
Предполагаемый владелец: Андрей Козицын
Страна регистрации: Австрия
Оценочная стоимость: $67 000 000

Самолет и его уникальная ливрея с золотыми узорами и птицей на хвосте достались российскому миллиардеру от предыдущего владельца - саудовской Saad Group разорившегося миллиардера Маан аль-Санеа. Самолет перебазировали из Саудовской Аравии в екатеринбургский аэропорт Кольцово. Самолет часто можно видеть в европейских городах - Вероне, Вене и Париже. Также этот Airbus нередко посещает города, где проводит свои игры екатеринбургский хоккейный клуб «Автомобилист», спонсором которого является УГМК (Андрей Козицын - совладелец компании). Иногда им летит и сама хоккейная команда.

Forbes проанализировал, на чем предпочитают летать участники списка богатейших россиян. Как пишет издание, чаще всего техника известных в бизнесе людей весьма узнаваема: миллиардеры любят выделиться с помощью окраски своего средства передвижения или необычного регистрационного номера.

Так, российский миллиардер Роман Абрамович предпочитает летать на Boeing 767-300ER с номером P4-MES. Этот 11-летний самолет часто можно увидеть в разных уголках планеты: Ницца, Зальцбург, Сен-Мартен, Тель-Авив. Богатая география объяснима возможностями Boeing 767-300ER, зарегистрированного на острове Аруба. Префикс ER в модификации этого судна означает увеличенную дальность полета, что позволяет совершать беспересадочные перелеты на расстояние до 11 тыс. километров. Такой лайнер может вмещать до 245 пассажиров, его длина 54,9 метра, размах крыльев – 47,6 метра, каталожная стоимость самолета – 191,5 млн долларов. Среди споттеров (любителей фотографировать самолеты) судно получило кличку «Бандит» за характерную черную полосу у кабины пилотов, напоминающую темные очки. Модель «Бандита» в масштабе 1:500 даже продается в сувенирных магазинах.

Самолет Романа Абрамовича Председатель наблюдательного совета «Альфа-групп» Михаил Фридман часто летает на своем вертолете Ми-171 с номером RA-25777. Весьма необычное средство передвижения, хотя бы по той причине, что этот вертолет отличается интересной окраской и счастливым номером, оканчивающимся на три семерки. Вероятно, на этом вертолете Фридман летает на свою базу отдыха в Тверской области. Согласно данным производителя, максимальная дальность полета такого судна – 600-800 километров в зависимости от комплектации, крейсерская скорость – 230 километров в час, каталожная стоимость – 10 млн долларов.

Вертолет Михаила Фридмана Владелец группы «Онэксим», совладелец «ОК «Русал» Михаил Прохоров предпочитает летать на 6-летнем Airbus A319 с номером M-RBUS. Это большой лайнер с динамичной окраской и позывным Silver Arrows. Согласно спецификациям Airbus, длина такого самолета 33,8 метра, размах крыльев 35,8 метра, внутри него помещается до 156 пассажиров, а каталожная стоимость составляет 88,6 млн долларов. Впрочем, интерьер лайнера, скорее всего, специально переделан под нужды клиента.

Самолет Михаила Прохорова Самолет Airbus A319 с регистрацией M-KATE, на котором летает российский бизнесмен Дмитрий Рыболовлев, несколько лет назад привлек внимание журналистов, прежде всего британских. Репортеры пытались разобраться, имеет ли самолет с такой говорящей регистрацией какое-либо отношение к Кейт Миддлтон, супруге герцога Кембриджского, принца Уильяма. Однако, скорее всего, что А319 получил такую регистрацию в честь дочери Рыболовлева – Катерины. Самолет принадлежал фирме Sophar Property Holding BVI, которую «Уралкалий» приобрел, еще будучи под контролем Рыболовлева. После продажи «Уралкалия» предприниматель выкупил у Sophar ее активы.

Самолет Дмитрия Рыболовлева Член совета директоров ОАО «НОВАТЭК» Геннадий Тимченко предпочитает летать на своем Gulfstream G650 с номером OH-GVV. Этот самолет способен совершить беспосадочный перелет на расстояние 12 тыс. 964 километра и брать на борт до 18 пассажиров. В августе прошлого года бизнесмен пожаловался прессе, что из-за санкций Gulfstream не может продавать ему новые самолеты и обслуживать уже купленные. Таким образом, он вынужден запрашивать чартерные рейсы, когда ему требуется куда-то полететь.

Самолет Геннадия Тимченко Председатель совета директоров банка «Тинькофф кредитные системы» Олег Тиньков предпочитает совершать путешествия на борту Falcon 900LX с регистрацией M-TINK, как следует из фотографий его аккаунта в социальных сетях. Узнаваемая особенность – герб на хвосте самолета, тот же самый, что видят клиенты банка «Тинькофф» на карточках и официальных документах. Согласно данным производителя, самолет этого типа имеет размах крыльев 21,38 метра, вмешает до 19 пассажиров, может совершать беспосадочные перелеты на расстояние до 8 тыс. 890 километров, к примеру, долететь из Москвы до Токио. Стоимость самолета на рынке 20-32 млн долларов в зависимости от состояния, модификации и комплектации.

Самолет Олега Тинькова Основатель и основной акционер USM Holdings Алишер Усманов летает на 6-летнем Airbus A340-300 номером M-IABU. Лайнер Усманова самый большой среди всех самолетов участников рейтинга богатейших россиян. Лайнер называется Bourkhan (считается, что в честь отца Алишера Усманова), а его регистрацию можно расшифровать как «Я, Алишер Бурханович Усманов (I, Alischer Burchanovich Usmanov). Согласно данным Airbus, дальность полета самолетов этого типа - до 13,7 тыс. километров, размах крыльев – 60,3 метра, длина – 63,69 метра, вместимость – до 440 пассажиров в одноклассовой компоновке, каталожная цена в 2011 году составляла 238 млн долларов, сейчас самолет уже снят с производства.

Самолет Алишера Усманова У бизнесмена Сулеймана Керимова было множество самолетов - от Boeing до Gulfstream, о чем бизнесмен неоднократно рассказывал Forbes. Новым судном, на котором, по всей видимости, сейчас предпочитает перемещаться Сулейман Керимов, является трехлетний Boeing 737-800 с регистрацией VP-BBZ. Как и все прочие самолеты господина Керимова, этот борт зарегистрирован и обслуживается компанией Gama Aviation и обладает запоминающейся окраской.

Самолет Сулеймана Керимова

) говорит, что «по своим качественным характеристикам» давно должен быть в числе долларовых миллиардеров. В 2005 году 37-летний Тиньков продал свой пивной бизнес за $250 млн и вложил $100 млн в создание нового банка. Справедливость, по мнению Тинькова, восторжествовала после IPO банка «Тинькофф Кредитные Системы»: инвесторы оценили его в $3,2 млрд, и состояние Тинькова выросло до $1,8 млрд. Оставшаяся после IPO доля Тинькова в ТКС Банке (51%) стоила $1,6 млрд по цене размещения (хотя с тех пор потеряла в цене более $200 млн). Кроме того, он продал часть акций во время размещения и получил за них примерно $200 млн наличными.

Тиньков продал банк с мультипликатором шесть капиталов, невиданным до сих пор в России. Сбербанк торгуется сейчас с мультипликатором 1,2, это максимум, есть банки с капитализацией меньше капитала. Знакомый Тинькова ничего странного в столь высокой оценке банка не видит.

«Просто не с теми сравнивают. Зачем со Сбербанком сравнивать или с банком «Возрождение?»

По мнению собеседника Forbes, ТКС Банк уместнее сравнивать, например, с компанией Qiwi, занимающейся платежами

В интернете, ее капитализация составляет около $2 млрд.

Сразу после начала вторичных торгов акциями банка Тиньков заказал для всех сотрудников офиса шампанское Cristal (13 000 рублей за бутылку) и говорит, что он единственный работодатель в стране, угощающий клерков таким напитком. Работают они в помещении с открытой планировкой, стены расписаны: на них персонажи русских сказок. Стены кабинета Тинькова покрыты сусальным золотом. Тиньков хотел современный офис, «как у Google», но с русскими мотивами. Дизайнер выполнил заказ, соорудив владельцу «царские палаты». Все это разместилось в офисном центре, принадлежащем Евгению Касперскому (134-е место в списке Forbes, состояние — $800 млн), Тиньков как-то в шутку сказал ему в столовой, что сдерет сусальное золото со стен своего кабинета, если владелец центра разорвет договор аренды с ТКС Банком.

Свежеиспеченный миллиардер, по его словам, живет скромно и тратит всего $800 000 в год — это «космические деньги», которые позволяют ему ни в чем себе не отказывать.

Обитает он в арендованном доме в Москве. Летом Тиньков ездит на автомобиле Rolls Royce, а зимой — на Range Rover. В командировках и в отпуске предпочитает сьютам обычные гостиничные номера. Правда, теперь, по оценке миллиардера, траты возрастут примерно на $3 млн — из-за расходов на обслуживание купленного еще до IPO самолета Falcon.

Суть бизнеса ТКС Банка — высокодоходное микрокредитование: больше половины портфеля приходится на кредиты не более 50 000 рублей, кредиты меньше 10 000 рублей составляют 17% портфеля. Но инвесторам ТКС продавали как интернет-компанию, поскольку кредитные карты банк распространяет через интернет и почту. Инвесторов привлекла огромная рентабельность капитала банка — 48,7% по итогам шести месяцев этого года (по итогам шести месяцев 2012 года — 66,6%). Рентабельность капитала у Сбербанка — 20,8%, у ВТБ — 6,9%.

Высокая рентабельность вдохновляет и самого Тинькова — снижать свою долю ниже контрольной он пока не собирается. Напротив, намерен доказать, что IPO — это только промежуточный этап в развитии бизнеса. Какова конечная цель? «Я хочу быть таким же крутым, как [владелец сети магазинов «Магнит»] Сергей Галицкий, — отвечает Тиньков. — Он самый лучший предприниматель России, если я буду вторым — можно умирать». Галицкий занимает .

Отметить бизнес-достижения Олега Тинькова или Сергея Галицкого вы можете, проголосовав за предпринимателей в рамках спецпроекта Forbes . Повлиять на ход голосования можно до 19 декабря, когда выйдет январский номер Forbes с итогами голосования по версии редакции.

Олег Тиньков – создатель успешной пивоваренной компании, коммерческого банка, сети магазинов бытовой техники и велосипедной команды. Человек, сделавший из своего имени бренд, который хорошо продается. Недаром он приехал из Питера покорять Москву в один год с другим человеком-брендом – Ксенией Собчак. С ней главу группы компаний «Тинькофф» роднит публичность на грани эксгибиционизма, умение делать из воздуха деньги и острое чувство времени.

О НАЧАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

Все началось во время учебы в Горном институте. Питер, Васильевский остров, 1991 год, куча соблазнов. Я сам родом из Сибири, только что пришел из армии, а тут интуристы, валютные бары в гостинице «Прибалтийская»… Все это поражало мое сознание. И я не понимал, почему какой-то пьяный финн всем этим пользуется, а я не могу. Это был стимул начать что-то придумывать и при помощи тех же иностранцев торговать, зарабатывать, спекулировать. Я стал фарцевать. По дороге в общагу была гостиница «Гавань», я ходил мимо стоянки, где финны садились в автобусы, и они меня спрашивали: «Чейндж мани?» Мне хотелось лучше жить и одеваться. Помню, я надевал кроссовки «Найк», выходил на большую перемену – все бабы были мои. Еще у меня были бейсболка, джинсовая куртка «Ливайс» и под ней футболочка «Бейлис» – такие бесплатно раздавали на промоушене в Лас-Вегасе, но мы их носили с гордостью, потому что там был лейбл «Made in USA». Другая тема – хороший парфюм. Читал тут, что бабки в подъезде, где когда-то жил Абрамович, запомнили его по запаху. После того как он поднимался к себе, на лестнице целый день пахло его одеколоном. Мы действительно выливали на себя по полфлакона. И наконец, еще один мотив – моя девочка. Я тогда познакомился с девушкой из Томска, с которой живу до сих пор. Она из зажиточной семьи, у нее была кожаная куртка, а я ходил как обсос из Сибири. И я подумал: дай-ка буду еще больше зарабатывать.

Девушка сразу стала вашей или пришлось ее добиваться?
Если ты на меня посмотришь, то поймешь, что проблем у меня с этим никаких быть не могло. Наоборот, она меня кормила. Я помню, меня убило, когда мы пошли в кооперативный ресторан на Васильевском острове, и она заплатила за ужин.

О 1990-Х

Слушай, мы попали в такой круговорот… Мы счастливые люди: я не знаю, было ли и будет ли когда-нибудь еще такое же счастливое «дженерейшен пи» в квадрате. Когда началась перестройка, мне исполнилось двадцать лет. Я находился в самом центре событий. Это было похоже на волну, требовалось только встать, как на серфе, и устоять. Шел передел страны, ее пилили. Просто такие, как Потанин с Прохоровым, забирали миллиардные куски, а мы работали, и нам перепадали какие-то крохи. Я ни в одной приватизации не учас-твовал, я построил магазин, начал продавать там видики, и это сразу стало приносить десять тысяч долларов в день.

О МИССИИ

А есть, помимо всего прочего, какая-то сверхидея? Кроме материальных стимулов?
Мне кажется, это совершенно наигранная и глупая история – нести какую-то миссию. Я плачу налоги, и на этом моя миссия заканчивается. Впрочем, из вещей эмоционального плана, которые меня волнуют, я бы мог назвать еще одно: то, что я русский бизнесмен. Некоторые люди, собираясь узким кругом, высказывают точку зрения, что русский предприниматель – это смешно. Даже от президентов больших банков приходилось слышать заявления: «Ну, русский, чего там, водка да гармошка», – мол, у нас, русских, нет рациональной составляющей, необходимой для бизнеса. Вот, пожалуй, эту миссию русского предпринимателя я готов нести.

Выходит, все-таки есть какая-то патриотическая задача?
Здесь есть много патриотического, безусловно. Я не стесняюсь этого, но только без пафоса.

Не раздражает, когда с экранов телевизора долдонят про то, что Россия встала с колен?
Конечно раздражает. Для меня патриотизм – это, например, когда в свою велосипедную команду «Тинькофф. Кредитные системы» я нанимал больше русских гонщиков и меньше итальянских, хотя она базировалась в Италии. А рассказы, что мы великая нация, мы встали с колен, – это словоблудие и показушничество. Мы все знаем: кто любит, тот не говорит. Более того, критика – а я часто критикую свою страну – это показатель того, что я как раз таки ее люблю. Когда говоришь, что у нас в России что-то не так, тебя могут сапожищем пнуть: вот он, русофоб. Нет, я русофил до мозга костей, но я хочу, чтобы мы жили как нормальные люди. Когда я в Европе, я слова плохого о России не скажу. Иностранцы твердят: «У вас там рашен мафия, ля-ля». Я стану до последнего биться и рассказывать, что это не так. А когда вернусь, буду критиковать. То есть я патриот, но в хорошем понимании этого слова.

О СЕМЬЕ

Дети учатся за границей?

Дочка сейчас да.

Как-то у всех получается, что на словах патриоты, а дети все равно за границей.
Я тут никакого противоречия не вижу. Дочка у меня православная христианка, патриотка, говорит на своем языке лучше, чем на любом другом, и взращена на русской литературе.

Она в Англии учится?
В Оксфорде, первый год. Закончила девять классов обычной московской школы, потом поехала туда. Я считаю, что русская школа отличная, у нас проблема с вузами, поэтому я хочу, чтобы она училась в западном университете. По-моему, не отправлять своих детей учиться на Запад из патриотизма – это абсолютная ересь и глупость. Надо пытаться давать детям лучшее. И если международную юриспруденцию лучше всего преподают в Беркли, то пусть они едут туда и станут хорошими русскими юристами международного класса.

А жена где живет?
Мы с ней вместе живем здесь, и два мальчика моих ходят в школу в Москве.

У многих из тех, кто входит в «списки самых богатых», семьи вообще «там». И складывается ощущение, что они здесь для того, чтобы заработать, а там – чтобы жить…
Я не хочу их осуждать. Но я считаю, что муж и жена, которые не живут вместе по любым причинам, за исключением тюрьмы, – это неправильная семья. Что бы ни говорили: что детям так лучше, что там солнце больше светит, что там безопаснее… Супруги, которые не живут в одном доме и встречаются раз в полгода, когда муж прилетает в отпуск, – это ненормально.

О ПУБЛИЧНОСТИ

Почему вы ведете блог, довольно часто, по сравнению с другими, даете интервью? Зачем вам эта публичность?
Мы говорили про миссию, так и это своего рода миссионерство. Я хочу показать, что предприниматель тоже человек. Мы такие же, мы одни из вас, наше говно так же воняет. У нас, к сожалению, благодаря нескольким идиотам, которые существуют в медиапространстве, сложился карикатурный образ предпринимателей, и хочется это исправить.

Вы имеете в виду Брынцалова, Батурина?
Мы их все знаем.

Есть еще образ Абрамовича, который покупает самые большие яхты и самолеты, но при этом не дал ни одного интервью.
Да, но это тоже медиастратегия, уникальная, гениальная медиастратегия. В этом и заключается весь прикол, поэтому про него и пишут. На самом деле он более тщеславный, чем я, и если его перестанут упоминать, я думаю, он начнет страшно беситься и нервничать. У меня медиастратегия другая: разговаривать с умными журналистами и с хорошими медиаисточниками и доносить вот эту самую идею, что да, мы такие же, не воры, не жулики, не гондоны, не идиоты, не летаем только на «Джетах» и не ебем только Волочковых. У нас такие же семьи, такие же дети. Ну есть у меня на три копейки больше, чем у другого, разве это плохо? То есть за образ предпринимателя обидно. Посмотри на Западе. Вот мы с Ричардом Брэнсоном (всемирно известный бизнесмен, основатель компании Virgin и друг Олега Тинькова. – Прим. авт.) только что отдыхали. Он идет по Вербье, и все говорят: «Hi, Richard! You’re cool guy!» Все хотят на Ричарда Брэнсона равняться. А у нас про бизнесмена говорят: козел, мудак. Это уже клеймо. У нас бизнесменов показывают по телевизору в основном за решеткой. Сестра Брэнсона Ванесса говорит мне: «Смотри, аккуратнее там, а то мы русских олигархов видим только в тюрьме».

ОБ ОТВЕТСТВЕННОМ ПОТРЕБЛЕНИИ

Я недавно был в Улан-Удэ и там беседовал с ламой. Он мне сказал: «У тебя 2009-й будет переломным годом». И я с ним согласился. Потому что меня этот гламур, это показное богатство не интересовали никогда. Я никогда не лез на уровень «Московского комсомольца» или газеты «Твой день». У меня никогда не было охраны вокруг, никогда не было броского автомобиля. У меня несколько лет был личный самолет, который я сейчас в связи с кризисом продал, но об этом даже никто не знает. На Западе выставление богатства напоказ считается дурным тоном. Я всегда был внутренне с этим согласен. А теперь эта западная традиция стала трендом и у нас.

Кризис изменил ситуацию?
Да, все наконец-то успокаиваются, начинают скромничать. Даже Ксюша Собчак, я вижу, сейчас не каждый день меняет платья. Мне всегда казалось абсурдом, что женщина может надеть платье только один раз. Это просто ужасно. Вот этот тренд – скромность, ограничение в потреблении – становится востребованным. И это отвечает моим жизненным принципам.

О БУДУЩЕМ

А нет желания выйти из игры? Есть, наверное, уже хорошее состояние, которого хватит на долгие годы, и дальше в Италию, и все?
Желание такое есть, но лет десять активной жизни мне еще предстоит. Мои дети должны вырасти в России, знать ее культуру, Пушкина, Достоевского. У меня один сын в первом классе, другой в третьем, пока оба не окончат школу, дела бросать нельзя. Ну а потом мне уже будет пятьдесят, после этого возраста по КЗоТу можно думать о пенсии. (Смеется.) Шахтеры все в пятьдесят уходят – у меня отец шахтером был, я сам тоже в шахте год отработал, но это другая история.

Еще в Ленинске-Кузнецком?
Да, в Ленинске-Кузнецком.

Я там был, там снег черного цвета.
Очень жесткое местечко. Сейчас у нас там заложников опять захватили, только что передавали. У нас же три зоны вокруг. Вот в таких условиях я вырос. Кстати, когда приехал в Питер и там начались бандиты, для меня это был детский сад. Я среди настоящих уголовников рос, они там людей убивали, а здесь были всего лишь накачанные спортсмены. Я видел настоящих блатных – к примеру, наш сосед, дядя Коля. Он такой лысый выходил, в татуировках с ног до головы: «Алле, дай закурить». Я говорю: «Дядя Коль, я не курю, ты же знаешь, что я спортсмен». И когда я потом видел здешних бандитов, это были только карикатуры. Но я отвлекся. Да, я – как шахтеры, на пенсию после пятидесяти. А пока что буду работать, мне только сорок один.

Частный инвестор Роман Абрамович – Boeing 767-300ER, номер P4-MES

Боинг, на котором передвигается Роман Абрамович , часто можно увидеть на фотографиях споттеров (любителей фотографировать самолеты) в разных уголках планеты: Ницца, Зальцбург, Сен-Мартен, Тель-Авив. Богатая география объяснима возможностями Boeing 767-300ER, зарегистрированного на острове Аруба. Префикс ER в модификации этого 11-летнего судна означает увеличенную дальность полета, что позволяет совершать беспересадочные перелеты на расстояние до 11 000 километров.

По данным Boeing, такой лайнер может вмещать до 245 пассажиров, его длина 54,9 метров, размах крыльев - 47,6 метров, каталожная стоимость - $191,5 млн. Среди споттеров самолет получил кличку «Бандит» за характерную черную полосу у кабины пилотов, напоминающую темные очки. Модель «Бандита» в масштабе 1:500 даже продается в сувенирных магазинах.

Председатель наблюдательного совета «Альфа-групп» Михаил Фридман – Ми-171, номер RA-25777

Весьма необычное средство передвижения, хотя бы по той причине, что это вертолет в интересной окраске и со счастливым регистрационным номером, оканчивающимся на три семерки. Ми-171 бороздит небо в интересах ООО "Альфа-Аэро", входившее в Альфа-Банк , вероятно, на этом вертолете он летает на свою базу отдыха в Тверской области. Согласно данным производителя, максимальная дальность полета такого судна - 600-800 километров в зависимости от комплектации, крейсерская скорость - 230 километров в час, каталожная стоимость - $10 млн.

Председатель совета директоров АФК «Система» Владимир Евтушенков – Boeing 737-7FY, номер P4-AFK

«Самолет — жизненная необходимость, естественно, [он у меня] есть, и глупо отказываться от того, что облегчает жизнь и работу», - говорил предприниматель в интервью «Ведомостям» в конце 2013 года. У АФК «Система» в пользовании несколько самолетов, и на борту восьмилетнего Boeing 737-7FYс салоном в VIP-конфигурации Евтушенков, скорее всего, бывал. О принадлежности к АФК «Система» данного лайнера говорит не только его регистрация (P4-AFK), но и логотип компании, нанесенный на хвост лайнера.

Владелец группы «Онэксим» Михаил Прохоров – Airbus A319, номер M-RBUS

Весной прошлого года Главная военная прокуратура России выясняла обстоятельства заказа самолета Минобороны РФ, который летал на Сейшелы: оказалось, борт был зафрахтован компанией "Онэксим групп" за 740 000 рублей. СМИ писали, что Михаил Прохоров возил на острова моделей и музыкантов: группу «Машина времени» и певцов Потапа и Настю Каменских.

Известно и о другом средстве передвижения миллиардера, арендованном на более долгий срок, это Airbus A319 возрастом почти шесть лет, зарегистрированный в компании Global Jet Luxembourg. Это большой лайнер с динамичной окраской и позывным Silver Arrows. Согласно спецификациям Airbus, длина такого самолета 33,8 метра, размах крыльев 35,8 метра, в нем помещается до 156 пассажиров, а каталожная стоимость составляет $88,6 млн. Впрочем, интерьер лайнера, скорее всего, специально переделан под нужды клиента.

Частный инвестор Дмитрий Рыболовлев – Airbus A319-133, номер M-KATE

Борт Airbus A319 с регистрацией M-KATE несколько лет назад привлек внимание журналистов, прежде всего британских. Репортеры пытались разобраться, имеет ли самолет с такой говорящей регистрацией какое-либо отношение к Кейт Миддлтон, супруге герцога Кембриджского, принца Уильяма. Оказалось, что красавец-лайнер связан с российским бизнесменом Дмитрием Рыболовлевым : СМИ предположили, что А319 получил такую регистрацию в честь дочери Рыболовлева - Катерины. Самолет принадлежал фирме Sophar Property Holding BVI, которую "Уралкалий" приобрел, еще будучи под контролем Рыболовлева. После продажи «Уралкалия» предприниматель выкупил у Sophar ее активы.

Председатель совета директоров банка «Русский стандарт» Рустам Тарико - Boeing 737-7BC, номер VP-BRT

Рустам Тарико совершает полеты на тринадцатилетнем Boeing 737-7BC, зарегистрированном на Бермудах под номером VP-BRT (RT, как несложно догадаться, - инициалы бизнесмена). Борт украшен витиеватыми узорами, а на хвосте нарисованы медведь и орел, те же, что на этикетке водки или вывеске банка «Русский Стандарт». Размах крыльев - 34,3 метра, длина - 33,6 метра, максимальная дальность полета - до 6000 километров. Цена аналогичного типа, согласно каталогу - $78,3 млн. Префикс BC в модели говорит о том, что в работе над самолетом принимало участие специальное подразделение Boeing Business Jet, которое создает лайнеры для корпоративных и частных клиентов.

Член совета директоров ОАО «Новатэк» Геннадий Тимченко – Gulfstream G650, номер OH-GVV

Человек, входящий в десятку богатейших людей России, в деловой авиации был известен не только как пассажир, но и как весьма активный игрок. Так было до весны 2014 года, когда структура Volga Group продала долю в частном авиаперевозчике Airfix Aviation Oy неназванному инвестору. Как следует из записей реестров, компания осуществляла обслуживание Gulfstream G650 с регистрацией OH-GVV, на котором, скорее всего, и предпочитал путешествовать Геннадий Тимченко (самолет способен совершить беспосадочный перелет на расстояние 12 964 километра и брать на борт до 18 пассажиров).

В августе прошлого года бизнесмен пожаловался в интервью ИТАР-ТАСС, что из-за санкций Gulfstream не может продавать ему новые самолеты и обслуживать уже купленные. Таким образом, он вынужден запрашивать чартерные рейсы, когда ему требуется куда-то полететь.

Председатель совета директоров банка «Тинькофф кредитные системы» Олег Тиньков – Dassault Falcon 900LX, номерM-TINK

Бизнесмен Олег Тиньков предпочитает совершать путешествия на борту Falcon 900LX с регистрацией M-TINK, как следует из фотографий его аккаунта в социальных сетях. Узнаваемая деталь - герб на хвосте самолета, тот же, что видят клиенты банка «Тинькофф» на карточках и официальных документах. Согласно данным производителя, самолет этого типа имеет размах крыльев 21,38 метра, вмешает до 19 пассажиров, может совершать беспосадочные перелеты на расстояние до 8890 километров, к примеру, долететь из Москвы до Токио. Стоимость самолета на рынке от $20 млн до $32 млн в зависимости от состояния, модификации и комплектации.

Основатель и основной акционер USM Holdings Алишер Усманов – Airbus A340-300, номер M-IABU

Лайнер Алишера Усманова - самый большой среди всех самолетов участников рейтинга богатейших россиян. Бизнесмен, четыре года подряд занимавший первую строчку в рейтинге (в списке-2015 он ), предпочитает летать на широкофюзеляжном Airbus A340-300 c регистрацией M-IABU. Возраст самолета - 6,5 лет.

Согласно данным Airbus, дальность полета самолетов этого типа - до 13 700 километров, размах крыльев - 60,3 метра, длина - 63,69 метра, вместимость - до 440 пассажиров в одноклассовой компоновке, каталожная цена в 2011 году составляла $238 млн, сейчас самолет уже снят с производства. Лайнер называется Bourkhan (считается, что в честь отца Алишера Усманова), а его регистрацию можно расшифровать как «Я, Алишер Бурханович Усманов (I, Alischer Burchanovich Usmanov).

Новый, произведенный в 2014 году Gulfstream G650 с регистрацией M-INSK бороздит небо в интересах предпринимателя . Регистрация, перекликающаяся с названием города Минск, не случайна: там Дмитрий Мазепин родился и провел часть жизни. Впрочем, несмотря на отсылку к белорусской столице, полосы по бокам самолета имеют цвета российского флага.

Сулейман Керимов - Boeing 737-800, VP-BBZ

У Сулеймана Керимова было множество самолетов - от Boeing до Gulfstream, о чем бизнесмен неоднократно рассказывал Forbes. Новым судном, на котором, по всей видимости, предпочитает перемещаться Сулейман Керимов, является трехлетний Boeing 737-800 с регистрацией VP-BBZ. Как и все прочие самолеты Керимова, этот борт зарегистрирован и обслуживается компанией Gama Aviation и обладает запоминающейся окраской.